Экскурсовод музея Екатерина Парамонова показывает, как правильно держать гусли и играть на этом инструменте / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Музей русских гуслей и китайского гуциня открылся в «Сокольниках»

Развлечения

В парке «Сокольники» открылся Музей русских гуслей и китайского гуциня. Почувствовать различие в звучании этих двух родственных щипковых инструментов попытался корреспондент «Вечерней Москвы».

Экспозиция расположена в двух просторных залах на втором этаже 2-го павильона парка «Сокольники».

— Здесь размещены музейные экспонаты, которые можно только лицезреть. А также инструменты, на которых надо обязательно попробовать поиграть, — рассказывает экскурсовод и администратор музея Екатерина Парамонова. — Те из них, к которым можно прикоснуться, определить очень легко — на них нет таблички: «Не трогать!»

Впрочем, ощущения «музейности» тут в прямом смысле не существует: все инструменты на виду, на строгих белых постаментах. Только китайский гуцинь будто плавает в невесомости. Держат его почти невидимые нити.

Гусли разных видов привезены из этнографических экспедиций сотрудниками нескольких отечественных краеведческих музеев. Здесь можно узнать и историю каждого из инструментов. Так, красивые, покрытые темным лаком гусли принадлежали Сидору Михайлову из деревни Авдоши Красногородского района Псковской области. Рядом — их реплика, сделанная в 1988 году, и на этом инструменте уже можно помузицировать.

— Играть на гуслях очень просто, — говорит Екатерина. — Я уже освоила азы, поскольку увлекаюсь фольклорным пением, пою в ансамблях.

По моей просьбе она показывает, как правильно держать инструмент. Затем я провожу пальцами по трем струнам из девяти, не зажимая их. Все вроде просто — как будто в руках гитара.

А вот для игры на гуцине нужна определенная сноровка.

У этого изящного и самого древнего щипкового семиструнного инструмента вытянутый корпус. Сделан он из дорогих пород дерева. Не то что гусли, которые выдалбливаются из полена ольхи с помощью изогнутой стамески — клюкарзы. Сверху прибивается еловая доска, а колки, на которых держатся струны, вытачиваются из клена. Мастер при этом полностью соблюдает технологию XVIII–XIX века. Но звучат гусли, даже в моем дилетантском исполнении, здорово. А в руках Екатерины Парамоновой так и вовсе божественно. Полифонические переливы рождают в сознании картинки далекого-далекого прошлого. Представляется, как когда-то тут, в Сокольниках, кто-то так же извлекал музыку на похожих гуслях...

Но вернемся в музей. Здесь же можно рассмотреть оборудование, при помощи которого создавались инструменты. Тут и пила-ножовка, и ножкосяк, получивший название из-за скошенного лезвия, и изогнутая стамеска для долбления — клюкарза, колки с палочкой-ключом для настройки, рубанок… Можно попробовать сделать гусли самостоятельно. Разрешается. Хватило бы терпения.

Читайте также: В павильоне «Физика» на ВДНХ откроется музей ЖКХ

amp-next-page separator