Фото: Defence Images / CC BY-NC 2.0

После распада «империи зла»: политолог — о прошлых, нынешних и будущих границах НАТО

Политика

Североатлантический альянс (НАТО) будет расширяться по двум направлениям — скандинавскому и восточному. При этом костяк военного блока по-прежнему будет состоять из европейских стран. Об этом «Вечерней Москве» рассказал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин.

Накануне НАТО официально пригласило Швецию и Финляндию вступить в альянс, после того как этим странам удалось уладить все вопросы с Турцией, которая первоначально возражала против их присоединения к блоку. Таким образом вступление скандинавских стран в НАТО — вопрос уже фактически решенный.

Очередное расширение альянса станет уже девятым по счету, напоминает собеседник «ВМ». Оно, как и предыдущие пять расширений, нарушает акт 1997 года (речь об Основополагающем акте Россия — НАТО — прим. «ВМ»), в котором постулируется, что Россия и НАТО не рассматривают друг друга в качестве противников.

— Они фактически отказались от этого соглашения и анонсировали политику «открытых дверей», подразумевающую принятие в альянс всех желающих, — говорит эксперт.

В случае с НАТО также следует помнить, что этот блок изначально создавался в 1949 году против СССР. Однако после распада «империи зла» альянс не прекратил своего существования. Политика руководства альянса после 1991 года отчетливо указывает: он ориентирован на противодействие России. Иначе как объяснить планомерное приближение НАТО к границам нашей страны?

Вот как расширялся альянс после распада СССР:

  • 1999 год: Венгрия, Польша, Чехия;
  • 2004 год: Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения (самое крупное расширение);
  • 2009 год: Албания и Хорватия;
  • 2017 год: Черногория;
  • 2020 год: Северная Македония.

Таким образом, уже после 1991 года НАТО вплотную приблизилось к России. На данный момент сухопутная граница нашей страны с членами альянса составляет 1215 километров. После вступления в военный блок Финляндии она увеличится вдвое — почти до 2500 километров.

По мнению Кошкина, территориальная экспансия позволяет альянсу сохранять устойчивость. В данный момент направлений расширения всего два — скандинавское и восточное.

— В первом случае речь идет о борьбе за Арктику, во втором — о противодействии России. Потенциальное вступление Швеции и Финляндии в НАТО решает обе задачи. С одной стороны, увеличивается соприкосновение государств — членов альянса с российской границей, что вынуждает Россию тратить дополнительные средства на ее укрепление. С другой — идет приближение к Арктике, вокруг которой еще предстоит борьба в XXI веке.

На восточном направлении к альянсу могут присоединиться Босния и Герцеговина, Молдавия и Грузия. На прошедшем в Мадриде саммите НАТО было анонсировано решение «о новых мерах по усилению адресной политической и практической поддержки» этих стран.

Как отмечает эксперт, прежде всего НАТО ориентировано на расширение в Европе. Вовлекать в блок кого-то не из этого региона, кроме Канады, Соединенные Штаты не намерены. Дело в том, что США используют альянс в качестве инструмента по решению своих задач именно в Европе.

— Замысла включать новых членов в НАТО из Азии и других частей света нет. Скорее, США стремятся создавать новые военные союзы в каждом конкретном регионе с определенной задачей. Например, тот же AUKUS (военный союз США, Великобритании и Австралии — прим. «ВМ») создан для обеспечения военно-политического давления на Китай в Тихоокеанском регионе, — заключил Кошкин.

amp-next-page separator