Ресторанная сфера стабилизируется
Но, к сожалению, в отрасли есть и сложные ситуации. Например, из-за того, что покупательская способность падает, рестораны с высоким чеком перестанут существовать в большом количестве. Чтобы сохранить потребителя, «топовые» заведения стали делать сеты из блюд или снижать цены на некоторые позиции.
А вот с уходом западных брендов ниша отечественного фастфуда чувствует себя прекрасно при любом кризисе. Ранее я говорил, что к осени все наладится, так и произошло. Логистика восстановилась, рестораторы переработали меню и пересмотрели кадровый состав. Да, некоторые западные коллеги уехали из России. Но они предлагают нашим партнерам из дружественных стран вести совместный бизнес.
Вообще у нас в стране проживают около 200 народностей. И сегодня как никогда надо стараться развивать локальную кухню, ведь до сих пор во всей стране учат готовить по рецептурам 1950-х годов. Тем более сейчас существует много возможностей, которые позволяют общаться людям из разных регионов, обсуждать успешные практики и свои ошибки, чтобы совместно развивать отрасль. Такие вещи очень важны, и они более прикладные, чем теоретическая база, которую дают сегодня колледжи или высшие учебные заведения. Очень часто приходят люди, которые получили профильную специальность, но заново учатся уже на практике. Изменения произошли и в сфере новогодних корпоративов: люди перестали бронировать целый ресторан и просто заказывают один общий стол. Так как сейчас уже во многих заведениях все занято, то офисы могут заказать доставку еды к себе, даже официанта пригласить. И мы от этого не проигрываем.
Но планировать на год вперед стало сложнее: от силы на квартал, ведь никто не знает, что нас ждет в будущем.