Старая модель на новый лад: получится ли отказаться от Болонской системы образования

Общество
То, что Минобрнауки все-таки решило отказаться от Болонской системы, порадовало многих. Глава ведомства Валерий Фальков в мае прошлого года заявил, что новая российская система образования станет уникальной и в ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов.

При этом одни эксперты требовали сразу «срубить западную модель под корень», другие советовали не горячиться. Госдума анонсировала подготовку законопроекта о возвращении к одноуровневому высшему образованию. Словом, разговоров о лучшей в мире отечественной образовательной модели было немало. А каким позором кляли Болонскую! К ней за последние два десятка лет накопилось немало претензий, главная из которых заключалась в том, что страна «утратила важнейшие достоинства классического российского и советского образования».

Причем в Комитете Госдумы по науке и высшему образованию подсчитали, что Болонская система дает бакалавру в среднем на 40 процентов меньше специальных занятий, чем при обучении по пятилетней программе. А по мнению академика Международной академии наук Андрея Фурсова, четырехлетний бакалавриат превращает высшую школу в нечто, весьма напоминающее ПТУ. Оттого и ждали с нетерпением прорыва инновационного отечественного подхода, который устроил бы всех. И вот на прошедшем недавно расширенном заседании Российского союза ректоров глава Минобрнауки презентовал «ноу-хау», заявив, что высшее образование будет поделено на три ступени.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Чем это нововведение принципиально отличается от покрытой позором западной модели, честно говоря, понять сложно. Те же бакалавриат или специалитет со сроком обучения от четырех до шести лет. Так и сейчас точно так же! Потом магистратура, которую теперь по некоторым специальностям разрешат окончить не за два, а всего лишь за один год. Ну и завершающий этап — аспирантура. В первый уровень планируется запихнуть побольше практических занятий. С одной стороны, логика в этом есть, учитывая, что отсутствие опыта стало сложно преодолимым барьером для молодых специалистов при устройстве на работу. А с другой — не значит ли это, что сократятся часы и без того урезанных программами фундаментальных знаний?

Как отметил Валерий Фальков, сроки обучения на первой ступени будут устанавливаться исходя из потребности рынка труда, поэтому одна программа подготовки может быть реализована в разные сроки и после консультаций с работодателями. Вот тут совсем не понятно. Мы о высшем образовании говорим или о вариантах профподготовки? Планировали же вроде вернуться к истокам, когда будущие журналист, инженер, учитель обучались в вузах одинаковое количество лет. И получали они не просто профессию в руки, но и определенный уровень интеллектуальных знаний, определяющих человека с высшим образованием. Этот принцип Болонская система как раз и ликвидировала, сделав упор на узкоколейную специализацию. А теперь министр заявляет, что магистратура вообще необязательна и «нужно сделать так, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра».

Занавес. Под новым соусом, по сути, мы получаем все то же не слишком вкусное блюдо. А рецептура если и изменится, то в угоду вкусам работодателей. Которые, впрочем, все равно заглянут в диплом. А там, в скобочках, теперь будут указывать, сколько лет просиживал штаны в аудиториях вуза молодой специалист. «Что изменится к лучшему?» — вопрос на засыпку. Но от «болонщины», судя по всему, избавиться пока не удается.

amp-next-page separator