Кто больше сопереживает больному — лечащий врач или чат-бот

Общество
Кто больше сопереживает больному — его лечащий врач или чат-бот, бездушная программа с искусственным интеллектом?

Казалось бы, ответ очевиден. Конечно же, доктор! Ведь в медицину, как принято считать, идут люди с развитой эмпатией — способностью понимать и разделять чувства других, неравнодушные к чужой боли. Будущих медиков еще на студенческой скамье учат быть чуткими и внимательными. А главное, доктор — живой человек, к тому же прекрасно знающий, как тяжело порой приходится больному.

Однако же результаты исследования, опубликованного в одном из американских журналов для терапевтов, говорят совсем о другом. На вопросы пользователей форума для пациентов отвечали как лицензированные врачи, так и чат-бот, предоставляющий медицинскую информацию. Эксперты пришли к выводу, что в первой группе лишь пять процентов ответов оказались достаточно подробными и чуткими, а во второй — почти половина.

Программа, у которой есть мозги, но нет сердца, сочувствовала больному в десять раз сильнее! Хороший повод задуматься. Не о замечательном чат-боте, а о том, почему столь скупы на эмоции, если не сказать бесчувственны, профессионалы медицины. И вряд ли это касается только американских докторов. Можно все объяснить нашим безнадежно меркантильным временем. Вы заметили, что в медицине теперь редко вспоминают слово «призвание»? Не удивлюсь, если в следующем издании толкового словаря Ожегова его пометят как устаревшее.

Все крутится вокруг презренного металла. Родители влезают в долги, чтобы сын стал кардиохирургом и очень хорошо зарабатывал. Нынешние студенты мечтают не о бессонных ночах в реанимации, а об ординатуре по косметологии. Впрочем, что мы хотим от ребят, которым уже в альма-матер вдалбливают науку считать деньги? Бюджетных мест все меньше, а платное обучение в медицинских вузах стоит столько, что отбивать расходы придется очень долго. Тут уж не до эмпатии!

Фото: Pexels

Особенно при той огромной нагрузке, которую испытывают врачи. Причем это касается не только государственной медицины с ее вечным кадровым дефицитом, но и частной, где доходы как всей клиники, так и конкретного доктора зависят от числа принятых больных. Чат-боту хорошо, он не работает на две ставки, ему не грозит профессиональное выгорание.

А врач в стрессовой ситуации просто пренебрегает такой «мелочью», как выражение сочувствия. Компетентность сочетается с равнодушием. Сказывается и отношение части общества к людям в белых халатах. Редкая сводка происшествий обходится без нападений на медработников. На днях в Санкт-Петербурге врача скорой помощи избили второй раз за год. Поговорите с ним про эмпатию.

А еще столетиями считалось, что доктору необходим доверительный контакт с больным. Древняя медицинская мудрость гласит: «Кто хорошо расспрашивает — хорошо ставит диагноз; кто хорошо ставит диагноз — тот хорошо лечит». Что было делать врачу, не имевшему даже аппарата для измерения давления? Только скрупулезно собирать и анализировать жалобы пациента. Теперь же все по-другому. Эндоскопия, УЗИ, тысяча цифр в анализе крови, компьютерная томография, наконец.

Все как на ладони, можно не тратить драгоценное время на разговоры. Хорошо, что медицина становится объективной и доказательной. Только, кажется, чего-то все же не хватает. Исследования, лечение, рекомендации на листке бумаги… А поговорить?

amp-next-page separator