Китайский тупик для Трампа
Тут можно вспомнить, что Трамп уже вводил против китайцев пошлины в размере 145 процентов, получив в ответ запрет на поставки за океан редкоземельных элементов, на которые у Пекина почти мировая монополия и которые остаются «хлебом» современной микроэлектроники. Та вспышка торговой войны привела к временному компромиссу (30 процентов — на китайские товары, а на американские —15) и к началу двусторонних торговых переговоров в Мадриде (14–17 сентября).
Но, как часто уже бывало, Трамп, не добившийся от Пекина отказа от приобретения нашей нефти и не дождавшийся телефонного звонка от председателя Си Цзиньпина, с которым не состоится и встреча на полях заседаний АТЭС, решил поднять ставки в игре. Притом что объявить что-то вовсе не означает действительно сделать. В идеале хозяин Белого дома стремится сыграть на нескольких досках сразу, пытаясь снизить под давлением уровень сотрудничества Китая с Россией. Еще в большей степени загнать в угол европейцев, потребовав от них аналогичных антикитайских мер. Что на практике означало бы для ЕС разрушение цепочек поставок важнейших промышленных элементов, рост цен на многие товары, утрату емкого китайского рынка. И, как следствие, усиление процесса снижения конкурентоспособности, деиндустриализации и миграции предприятий за океан.
В Пекине вновь реагируют спокойно и с достоинством, понимая, что, если в чем-то уступить, давление США только возрастет. Притом что уже сама угроза привела к обрушению не только биржевых активов, затронув крупнейшие мировые компании. Вниз полетела и цифровая валюта, включая и ту, что напрямую ассоциировалась с семьей Трампа. Рынок крипты потерял 10 миллиардов долларов. И это только за сутки. А дальше рост цен на многие товары в самих США, скачок инфляции. Все это накануне начала кампании по переизбранию части конгресса. Впрочем, Трамп может объявить, что угроза позволила добиться неких целей и пора переходить к новой стадии переговоров, якобы с более сильных позиций.