Мировой город
Непривычное, спору нет. Я помню, что еще во времена моего детства день окончания Рамадана не отмечался так широко. Еще я помню, что новые станции метро не открывались, по улицам не курсировали неисчислимые тысячи автомобилей, а больших строек в Москве и вовсе не велось. Иными словами, прогресс и развитие несут за собой «непривычность». И развитие Москвы здесь не уникально – достаточно посмотреть на любую современную крупную столицу – например, на Лондон, Париж или Нью-Йорк (который хоть и не столица, но финансово-культурный центр точно). Суть такого развития – превращение мегаполисов в действительно международные города. Пример этого – Нью-Йорк. В этом городе есть свои итальянский и китайский кварталы, улица, на которой живут преимущественно выходцы из Кореи, «русский город» на Брайтон-бич, именуемый обитателями «Бруклинск».
Следом за второй американской столицей идут и европейские – в Берлине есть кварталы, преимущественно населенные турками, в Лондоне можно найти районы, в которых много наших соотечественников или, например, индусов. Причем этот процесс не исключительно европейский – в столице Таиланда Бангкоке живет несколько сотен тысяч человек из других стран Азии и десятки тысяч европейцев и американцев.
Можно долго спорить, хорошо это или плохо, но очевидно одно – современная экономика и система распределения труда требуют такой «космополитизации» столиц. Помимо новых «непривычностей», к которым нужно привыкать, этот процесс несет и положительные моменты – каждый город превращается в подобие древнего Вавилона, где представители каждой страны вносят свой вклад в общее дело и занимают место на рынке труда в соответствии с необходимостью.
Как показывает западный опыт, формирование отдельных национальных кварталов в городах может привести к проблемам – основными участниками недавних беспорядков в Лондоне и Париже были жители именно таких этнических анклавов.
Поэтому Москва не идет по этому пути, и мест компактного проживания мигрантов у нас нет и не будет – приезжие должны интегрироваться в традиционную общегородскую среду.
Безусловно, есть проблема нелегальных мигрантов, и каждая страна решает ее по-разному – в Великобритании, например, по телевидению показывают социальную рекламу, демонстрирующую тяготы проживания в Лондоне – плохая погода, ежедневные пробки, насыщенность рынка труда. В любом случае, борьба с этим явлением – задача компетентных органов, и мы не можем отказывать в проведении публичного мероприятия гражданам нашей страны только на том основании, что на него придут приезжие, среди которых могут оказаться и нелегальные мигранты.
Что касается публичных мероприятий – они могут разнообразить ритм жизни города и дать ему новый импульс, помочь жителям лучше узнать друг друга – в уже упомянутом мною Нью-Йорке проходят фестивали разных народов, на которых приезжие угощают жителей города блюдами национальной кухни, знакомят с культурой и историей своих государств.
Современный мир требует открытости и мобильности, и с этим приходится считаться. В конце концов, кто знает, куда повернет история, ведь мобильность подразумевает не только быстрый приток мигрантов, но и их отток в случае необходимости. Титанические темпы стройки, взятые нашим городом, в будущем поутихнут, нужда в большом притоке мигрантов отпадет, и они вольются в пестрый состав московского населения. Поэтому празднование Ураза-байрама в центре Москвы хоть и непривычно, но вполне в духе современного прогресса. Москва становится городом международным. Таков тренд времени.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.