/ Фото: «Вечерняя Москва»

Поднимите мне веки, или Вий на Майдане

Общество
Как удивительно совпадают в жизни пазлы: снимавшийся более семи лет, фильм по мотивам гоголевского «Вия» вышел в самый разгар жарких событий в Киеве. Невольно напрашиваются аналогии.

Во-первых, создатели фильма сразу предупредили, что фильм – не экранизация Николая Васильевича, а всего лишь фильм «по мотивам». Ну, и Майдан это тоже не революция как таковая, а всего лишь буза по мотивам. Революционным.

Итак, сюжет: картограф Джонатан Грей с Запада приплывает на Восток (кораблик и карта – точь-в-точь как «Пираты Карибского моря») и, преследуемый волками-монстрами, весело вкатывается на своей евро-карете в маленькую деревушку с удивительными жителями, которые отделились от всего мира огромным рвом; таким образом они пытаются уберечь себя от потусторонней нечисти.

И того не знают бедные люди, что эта нечисть давно уже живет среди них… Лубок (а как иначе представить для зрителя народ? – чубы, шаровары и, главное, горилка, до боли напоминающая одну известную водочную марку, - рекой).

По-быстрому разобравшись с историей Хомы Брута, заморенного панночкой, ушлый Джонатан выводит на чистую воду множество неприятных персонажей, маскирующихся под этнос. В ходе «разоблачения» начинается настоящий голливудский экшн, когда хор страшных голосов завывает, кажется, прямо за тобой, а с экрана мчатся крылатые чудовища.

Это похоже на те кадры, которые транслируют наперебой каналы, показывая: да, ужас, льется кровь, город охвачен огнем. Зрители смотрят, ахают, а в глубине души понимают: это всего лишь спецэффекты. Те самые, которые в самом Голливуде показывали еще десяток лет назад. Давно пора понять, что не надо мериться на иностранной почве и играть по их правилам.

Вспомните фильм с Куравлевым и Варлей – он по-настоящему страшный, без спецэффектов и компьютерной графики. В одних расширившихся глазах Хомы Брута там страха куда как больше, чем в казаке, изрыгающим нечто и порастающим копытами. Сразу скажу о плюсах: очень хорош Валерий Золотухин в роли казака Евтуха, но это тот случай, когда прекрасный актер просто вытаскивает роль за счет искренности и своего мастерства; и хороши супруги Чадовы (Петруся и Натуся), потому что они красивы и талантливы.

Понравилась картинка гор, туманов, ущелий, хотя не оставляет ощущение, что все это уже было, где-то видели очень и очень похожее.. Ох уж эта Единая Европа!.. А главное, и фильм-то был бы неплох, если бы не примазали туда зачем-то беднягу Гоголя. От него там остались только разрозненные цитаты, да пресловутый Вий с веками, да панночка, рулящая гробом.

До слез обидно за литературу. И так не читают дети, вот пойдут они смотреть новомодного «Вия» и подумают, что главное у Гоголя – это то, как умник европеец Джонатан Грей распутал клубок украинских противоречий… Влегкую так. Как моднючий Шерлок Холмс. Только без Ватсона.

Главную роль сыграл житель ЕС. В фильме – британец Джейсон Флеминг, в майдановском раздрае – конечно, простой украинский хлопец, желающий получить то самое заветное евро-гражданство.

Вий – это, в преломлении украинских событий, герой дня Кличко. Такой же громадный, такой же «главный»…

«Позовите Вия», - кричит ведьма, и ее голос, много кратно обработанный и вибрирующий, действительно производит сильное впечатление. Он – ненатуральный, этот голос. В нем дрожания и модуляции не живого голоса, а компьютерных технологий, тех самых, которые вовлекают в свои путы живых человечков. Из плоти и крови, с семьями, детьми, с обычными человеческими болезнями и проблемами. И они – живые – брошены под эти жернова. Жалко человечков.

А Вий, он что… отказался от предложенного поста в правительстве. Не нужны ему реальные тяготы; ему бы только страх нагонять… Только нет того инфернального страха, что в настоящем Гоголе. Очертить круг мелом - и все, «ты в домике». Евродомике.

«Поднимите мне веки…» А там – бездна, понимаете? Бездна… И это так страшно, что никакие летящие прямо в зал три дэ твари и даже гроб Панночки не переплюнут тот леденящий ужас.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator