Украина: будет ли после Февраля свой Октябрь?
Строго говоря, и то, и другое событие вполне можно назвать и государственным переворотом. Николая II вынудили отречься в условиях, когда он, строго говоря, мог этого не делать. Ситуация на фронте не была катастрофической. По всей стране власти в общем контролировали ситуацию. Все решили события в Питере. Историки до сих пор гадают – было ли это результатом заговора (например, срыв поставок продовольствия, науськивание некоторыми тогдашними «олигархами» плебс на власть и т.д.) или же стечение обстоятельств. Но единодушия у историков до сих пор нет.
Я думаю, также не будет еще очень долго ответа на вопрос, кто были те загадочные снайперы, стрелявшие во всех на киевском Майдане, что, в конечном счете, спровоцировало обвал власти Януковича. В феврале 1917 года слабость характера (хотя Николаю, конечно, далеко до Януковича, да и коррупционером Император не был), а главное, предательство ближайшего окружения вынудили его пойти на такой шаг. Он бросил власть, и она на долгие месяцы, по сути, оставалась валяться в пыли уличных беспорядков. Пока ее не подобрали большевики.
Россия 17-го, после февраля, это нескончаемый «майдан». В армии появились параллельно с военным командованием советы солдатских депутатов. Они утверждали все приказы. На свое разумение, конечно. Сейчас в силовые структуры Украины тоже делегированы «активисты Майдана». А состав правительства утверждается собранием толпы. Она же периодически требует отчета.
Улицы столиц России 17-го погрузились в нескончаемые митинги. Правительство Керенского было бесконечно слабо и в полной мере не контролировало ситуацию ни в столицах, ни в провинции. По сути, сегодня на Украине мы тоже наблюдаем создание неких параллельных властных структур, патрулирование улицы некими «добровольцами», нарастающий хаос власти.
Логика любой революции (и госпереворота тоже) такова, что новая власть, пришедшая на смену опостылевшей, никак не может позволить себе быть слабой. Она должна выдвинуть некую объединяющую нацию идею и предложить (а затем и навязать, если кто не согласен) некие такие правила игры, которые позволили бы двигаться к достижению этой идеи. Кроме абстрактных лозунгов свободы Временное правительство в России 17-го не смогло предложить ничего такого, что вызвало бы поддержку широких – на тот момент прежде всего крестьянских – масс. Это позже сделают большевики. Их формула «Фабрики - рабочим! Землю – крестьянам! Мир –народам!» была проста, как палка. Другое дело, что они потом делали на практике. Но это уже было потом.
«Временное правительство» Яценюка мечется между отменой закона о языках (притом что восточная половина страны говорит по-русски) и истеричными обращениями к Западу на тему «сделайте же что-нибудь с этим Путиным!». Поддержка Запада, конечно, имеет большое значение для новой украинской власти, но в долгосрочном плане даже подписание политической – то есть символической – части соглашения об ассоциации с ЕС мало что даст Украине как государству. Других внятных идей пока нет. Возможно, они появятся в связи с досрочными президентскими выборами. Хорошо бы.
Если власть долго валяется на улице, то рано или поздно ее подбирает наиболее решительно настроенная и наилучшим образом организованная часть общества. Как правило, радикалы. Любая революция беременна своими якобинцами. Численность партии большевиков на февраль 1917 года была 24 тысячи человек. Соизмеряя пропорции Российской Империи и сегодняшней Украины – это примерно украинский «Правый сектор». К июлю, когда Временное правительство впало в первый свой серьезный кризис и еле из него выбралось (и то лишь потому, что большевики тогда власть брать посчитали преждевременным), за Лениным шли уже 240 тысяч, к октябрю 1917 большевиков было уже 350 тысяч, и они совершили свой государственный переворот. Вслед за этим они, правда, с треском проиграли выборы в Учредительное собрание (набрав там лишь пятую часть голосов), но его они тут же, едва оно собралось, и разогнали.
Есть много различий между событиями на Украине сегодня и в России в 17-м. Так, Украина не находится сейчас в состоянии войны. Пока. В Российской Империи была какая-никакая, но хорошо организованная армия и профессиональное офицерство. Украинская армия сегодня пребывает не в лучшей форме. Однако и русская армия в 17-м за месяцы нескончаемой революции разложилась полностью, а офицерство, вначале остававшееся в состоянии политического нейтралитета (лишь адмирал Корнилов решился в августе 17-го на попытку мятежа против бесхребетных политиканов, но его военный кулак разложился по пути к Питеру) - как и сейчас на Украине - потом обнаружило, что своими разрозненными силами они уже не могут противостоять красным. Окончательно они уже поняли лишь в эмиграции. И покатилось колесо террора.
Впрочем, в декабре 1917 года Ленину хватило ума добровольно отказаться от Финляндии. Он понял, что лучше сбросить этот ненадежный политический балласт, дабы сохранить остальную страну. В Киеве сегодня таких стратегов нет, и от Крыма они просто так не откажутся.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сергей Лавров: Мы подготовили встречные предложения для США по Украине
Министр иностранных дел РФ в Сочи встретился с президентом страны Владимиром Путиным и обсудил ход урегулирования ситуации по Украине.
Президент России Владимир Путин и глава МИД Сергей Лавров обсуждают предложения РФ по урегулированию ситуации на Украине, которые будут направлены в США. Об этом Лавров доложил президенту во время рабочей встречи.
- Мы подготовили с участием членов Совета безопасности РФ наши встречные предложения (для США - прим. "ВМ"). Они нацелены на то, чтобы ввести ситуацию в рамки международного права с учетом интересов всех без исключения украинцев, - заявил Лавров.
Ранее министерство иностранных дел опубликовало на сайте сообщение, касающееся высказывания постпреда США при ОБСЕ Баэра на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ 7 марта, в ходе которого американский дипломат призвал российские власти оказать помощь в свободном посещении военными наблюдателями ряда стран-участниц ОБСЕ территории Крыма (далее...).