Весна на Заречной улице. Цветная легенда
До этого мне доводилось видеть в цвете «Цирк», «Золушку», «Небесный тихоход», «В бой идут одни «старики», «Семнадцать мгновений весны». А теперь вот впервые посмотрела обновленный и отреставрированный легендарный фильм «Весна на Заречной улице», эту, казалось бы, простую, но душевную и искреннюю историю о том, как выпускница пединститута приехала в рабочий поселок преподавать в школе рабочей молодежи, и где в нее влюбился ее ученик, молодой сталевар.
Фильм снят почти шестьдесят лет назад, но и по сей день смотрится с удовольствием, в первую очередь, благодаря неподражаемому Николаю Рыбникову и искренним чувствам героев. И цвет, добавленный очень тонко и бережно, лишь украсил картину.
Хотя знаю, что не всем это новшество пришлось по душе. Некоторые, консервативно настроенные зрители уверены, что раскрашивание старых фильмов не идет им в плюс. Мол, все привыкли к ним, как черно-белым, и раз уже именно в таком виде они и стали легендами, то и должны таковыми оставаться, и цвет в данном случае смотрится инородно, неестественно, а то и вовсе вычурно.
И особенное недовольство направлено в адрес старой доброй «Золушки», колоризация которой якобы убила в ней ее неповторимое ретро-очарование. В данном случае я категорически не согласна. Считаю, что «Золушку» давно следовало раскрасить. Дети любят все яркое, цветное, особенно нынешние малыши, избалованные буйством красок, и серенькая сказка навряд ли смогла бы привлечь их внимание. Я и сама в детстве, если честно, воспринимала этот фильм довольно прохладно и была поклонницей чешской (естественно, цветной) версии этой сказки – «Три орешка для Золушки».
Единственный фильм, к колоризации которого я отношусь с сомнением - «Семнадцать мгновений весны». Раскрашивать легендарного Штирлица – без этого действительно вполне можно было бы обойтись. В картине присутствуют элементы документалистики, поэтому, как мне кажется, именно в черно-белой стилистике она смотрелась очень органично.
Возвращаясь к «Весне на Заречной улице», не могу еще раз не отметить, что цвет в этот фильм вписался очень органично. Безусловно, конечный результат во многом зависит от качества проделанной работы. И в данном случае оно было на высоте, тем более, что в реставрации и колоризации согласился принять участие сам режиссер этой картины Марлен Хуциев, и весь процесс проходил под его чутким руководством.
Кстати, веский аргумент того же Хуциева в пользу колоризации: кино – искусство молодое, и для его развития нужно идти в ногу со временем. Если уж у автора не было сомнений, то какие сомнения могут быть у нас, зрителей?!
Только одно опасение может быть – чтобы раскрашивание было сделано качественно. Но и тут никаких вопросов – один лишь период подготовки к восстановительным работам занял более года, начиная с архивов с уникальными фотографиями. Затем последовала полная реставрация изображения и звука, перевод пленки в цифровой накопитель. Во время реставрация каждый кадр обрабатывали в отдельности, и через руки реставраторов прошло 120 тысяч кадров!
Над цветной версией трудились более года, и в этом процессе приняли участие около ста человек самых разных профессий. Глядя на конечный результат, видно, что реставраторы и калоризаторы приложили все усилия, чтобы ставшая классической картина сохранила свою самобытность. Им это удалось на все сто, и теперь у нас есть не просто фильм-легенда «Весна на Заречной улице», а цветная легенда.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.