Горькая вишня

Происшествия
Удивительно устроена человеческая память. С момента страшного пожара в Торговом Центре «Зимняя вишня» в Кемерове прошло около двух недель. А мы уже, ну, если не забыли, то как-то смирились с болью.

Разобраны стихийные мемориалы из мягких игрушек, фотографий погибших и цветов. Улетели в небо белые шарики – символы невинных душ, сгоревших в огне. Состоялись похороны – не всех, тех, кого смогли опознать. Ведется тяжелое и трудное расследование, которое расставит все точки над i . Как быстро мы прошли естественные и необходимые стадии принятия горя - отрицание, гнев, переговоры, депрессия и смирение. Кто-то еще задержался на стадии «депрессия», а кто-то уже смирился. Принял неизбежное.

А что в данном случае «неизбежное»? 64 жизни, оборвавшиеся весенним днем 25 марта, в самое начало школьных каникул. Четырехэтажная громада с пошлым и претенциозным названием «Зимняя вишня», охваченная пламенем и едким дымом, загоревшаяся с верхней зоны. Именно там оказались заперты зрители одного из кинозалов. А кто-то заблудился в лабиринтах торгового центра. Люди гибли целыми семьями, но даже это, пожалуй, лучшая доля – умереть вместе с родными. Что может быть страшнее, чем жизнь после того, как в телефонной трубке ты слышал голос своего ребенка, который кричит: «Я тебя люблю, я, наверное, умираю!» А ты ничем не можешь помочь. И уже никогда не сможешь.

И перед нами, сторонними зрителями трагедии нашего времени, вновь и вновь фотографии погибших. Девочки из пятого «А» Трещевской школы, милые и светлые. И мальчик Сережа, которого отец буквально вытолкнул из окна четвертого этажа – он весь переломан, но жив, и теперь он знает, что вся его семья, родители и младшая сестренка, не спаслись. И семья Востриковых, белокурая красавица жена и трое детишек, младшему из которых, Роме, всего два года. А безумные, пустые глаза Игоря Вострикова – он стал лицом кемеровской трагедии. Невозможно представить, как ему жить теперь. Как вернуться домой, где разбросаны детские игрушки и вещички, дочкины тетрадки, тапочки и халатик жены… Страшно. Горько. Больно. Для нас, может, стадии трагедии прошли быстро, а для Игоря? Он намерен бороться и идти до конца в расследовании. Пока каждый из виновных не будет наказан. Для Игоря стадия отрицания прошла, сейчас он охвачен гневом.

А кто – виновный? Тот, кто отключил сигнализацию? Тот, кто закрыл аварийные выходы? Владелец торгового центра? Приоритетная версия пожара, утверждают эксперты, это замыкание проводки в связи с грубейшими монтажными нарушениями при строительстве. Электросети не были рассчитаны на такую масштабную нагрузку. Подал в отставку губернатор Аман Тулеев. Будут наказаны многие; это справедливо, но ведь надо еще как-то и постараться избежать подобных происшествий в будущем.

Трагедия в Кемерове обнажила и еще одну проблему нашего общества. Эти торговые центры, безумно привлекательные для современных детей и их родителей. Как-то стало традицией для многих выходные проводить в таких вот громадинах, где и поесть можно, и кино посмотреть, и пошататься по магазинам. Большие скопления людей - это всегда зона повышенной опасности. Значит, надо проверять, проверять и проверять. Ужесточать требования – чтобы была включена система автоматического пожаротушения. Чтобы дежурили специально обученные люди, которые не сбежали бы позорно, как охранники «Зимней вишни», а эвакуировали людей. Многочисленные проверки, прошедшие в самых разных российских городах, выявили большое количество нарушений. И вот, как в насмешку, через десять дней после кемеровского пожара – пожар в Москве, в торговом центре «Персей для детей». Один погибший, шестеро пожарных надышались дыма. Но сработали безупречно: ни один из посетителей не пострадал.

А что же в Кузбассе? Людям тяжело. Очень тяжело. Едкий дым сгоревшей «Зимней вишни» долго еще будет горчить на губах. В Кемерове отменен праздничный салют на 9 мая. Люди потеряны, у целого города – траур. Им не нужно наше сочувствие, потому что все равно ничем мы им не сможем облегчить боль. Разве что сказать: мы помним. Мы тоже помним и всегда будем помнить…

И вырастет в Кемерове «Дерево скорби». По инициативе межрегиональной общественной организации «Союз кузнецов» стартовала акция по изготовлению кованого вишневого деревца, на ветвях которого «вырастут» вишенки. Вишни на ветках – символы потерянных жизней погибших. Ствол дерева и крупные ветки выкуют мастера Ульяновской гильдии кузнецов . Маленькие веточки с ягодами – все желающие присоединиться к акции. Первые вишенки из самых разных городов России уже прибыли в Ульяновск.

Совсем скоро – через месяц – по всей стране зацветут вишни. Белый цвет, как кружева, простоит недолго – осыпется лепестками, но появятся ягоды. Мне кажется, в этом году вся вишня, даже самая спелая, будет горькой.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Уроки «Зимней вишни»

Колонка обозревателя "ВМ" Георгия Бовта

Со времени пожара в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня», унесшего 64 жизни, из которых 41 – дети, прошла неделя. Постепенно картина проясняется: основной причиной трагедии стало как традиционное российское разгильдяйство, так, судя по всему, и «высокопоставленная коррупция». Мало сомнений в том, что следствие будет доведено до конца, а многие подозреваемые - до скамьи подсудимых. Однако уроки Кемерово не должны (далее...).

Испытание огнем

Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной

Этот холодный март 2018-го, кажется, насквозь пропитался дымом и горем. Бескрайняя какая-то трагедия в Кемерове. Жуткая - не только из-за того, что погибли люди, погибли детки. А еще и из-за "человеческого фактора". Как много нужно было роковых "недочетов", которые, в итоге, привели к страшному пожару. Каждый "стрелочник" на своем месте махнул рукой, понадеявшись на коллегу или вообще на (далее...).

Время мужества

Колонка обозревателя «ВМ» Юрия Совцова

Откуда им было знать, взрослым и детям, что этот симпатичный дом сделан из горючего пластика и дерьма, что охрана и другие строгие дяди и тети, которые должны были их спасать, где-то там пили пиво или кофе и, конечно, знать не знали, где у них аварийные выходы... Горе кемеровчан разделили все россияне. Во многих регионах объявлен траур. Приморский край, Бурятия, Рязанская и Брянская области, Екатеринбург и Владивосток объявили траур в память о погибших от пожара. Место для почтения памяти погибших (далее...).

amp-next-page separator