Наблюдения из-за парты
Сегодня столичный первоклашка «обрабатывает» гранит науки стилосом и ручным роботом. Для полноты картины не хватает только учителей-киборгов.
В этом году на информатизацию школ потратили почти 2,5 миллиарда рублей. Недавно сестра – учительница математики - рассказала, как их школа в Кузьминках превратилась в реальный хай-тек объект. Внутрь теперь не попасть без особого электронного пропуска. Он биометрический и есть у каждого ученика. Сердобольные родители могут попросить об особой услуге: сообщать по смс (в режиме реального времени) о каждом выходе их чада из здания. Похоже, школьник сегодня и чихнуть не сможет без того, чтобы его родителям тут же не сообщили об этом по «спецканалу».
Дальше - больше: нынче учителя обязаны дублировать все оценки из бумажного классного журнала - в журнал электронный, чтобы вечером эта информация попадала прямиком к маме и папе. Так же, как и полный перечень домашних заданий ребенка (опять-таки спасибо Интернету). Жесткий контроль - отличный способ, привить тягу к учебе первоклашкам и начисто убить ее у старшеклассников. Хотя от пары двоек он, наверное, спасет…
Тотальная компьютеризация школ, конечно, повод для вопросов и опасений: смогут ли дети полноценно общаться? не забудут ли, они как писать ручкой? Как пользоваться устным счетом? Пока учителя пытаются исключить риски, технологии продолжают внедряться в московские школы. По амбициозному плану, в 2012 году все учителя столицы получат по компьютеру, все ученики по электронному дневнику, все классы по WI-FI... Прямо какой-то коммунизм 21 века – «каждому по потребностям»!
Шутки шутками, а что-то правдивое в этом есть. В 10 классе вместо школьного компьютера у меня был школьный учитель информатики - с мелом и у доски. Азы программирования мы постигали не на PC, а «на коленке». Сейчас на уроках компьютер частенько заменяет учителя. Первый не может в точности воссоздать геометрическую фигуру любой сложности, за секунду рассчитать формулу, доставить на дом домашнее задание … Мы со своим «программированием» на школьной доске могли о таком только мечтать. Но зато мы получали от живого учителя живые похвалы - за правильные ответы и живые эмоции– за неправильные.
Сегодня у московских школьников есть почти все для экстраэффективной учебы. Ясно, что современные дети уже не откажутся от технологий в пользу книг. Что виртуального общения в их жизни будет больше, чем реального. Что анализ они постепенно заменят обработкой информации. Это - неизбежные побочные эффекты техноэволюции. Но уж слишком жалко насовсем «удалять» из жизни чтение перед сном, споры и живые посиделки-беседы на кухне. Сохранить бы им это все на флэшку! Вдруг скачают, да и вспомнят…