Креста на них нет
Я мог бы лишний раз не цитировать Евангелие с фразой Христа: «не мир вам принес я, но меч». В истории христианства было всякое. Но для полноты понимания этой коллизии напомнил бы, что ХХС — это не просто кафедральный собор, символ современного реванша духа над мракобесием 30-х. Это еще и своеобразный памятник солдатам грозового 1812 года, двухсотлетие подвига которых мы будем отмечать в нынешнем году. Этот храм, ради возведения которого Россия сбрасывалась по медному грошику, многие сравнивают с Вечным огнем. И можно считать себя хоть кем, хоть воинствующим атеистом, но как можно было попирать языческой пляской святую кровь, пролитую за Отечество?
Впрочем, певички могли этого и не знать. Допускаю, что это Марьи, родства не помнящие. Но вот что характерно: тут же эстафету подхватил некий Алексеев, сделавший свою нетрадиционную ориентацию основной профессией. По его мнению, вообще необходимо срочно организовать референдум за возвращение на место ХХС бассейна. А сам храм можно было бы построить где-нибудь за МКАД. Как в свое время говорил Илья Глазунов: «Был храм, затем хлам, потом срам».
Словом, наши нонконформисты дружно возжелали срама.
И это символично. И дело даже не в конкретном случае. В последнее время системно бьют не просто по православию, христианству, но по тому немногому, что у нас пока пользуется наибольшим доверием народа, что все-таки объединяет большинство населения вне зависимости от политических пристрастий.
Мы наблюдаем ползучую десакрализацию Церкви как массового института. Публичная рубка икон, выдаваемая за перформанс, кощунственные картинки с распятым Микки-Маусом. Наконец, канкан у алтарных ворот. Все это плевки даже не в Церковь, а в нашу историю, которая неразрывно была связана с православным подвижничеством. Митрополиты Петр и Алексей, превратившие лесной городок Москву в духовную столицу поднимающейся Руси, Сергий Радонежский, благословляющий воинство Дмитрия Донского, патриарх Гермоген, замученный оккупантами, — это все цели поклонников панк-молитв.
Правда, надо сказать, что кощунство — это не монополия наших интеллектуальных отморозков. К сожалению, можно говорить о прискорбном общественном тренде. Сейчас в просвещенной Европе такое наступление на религиозные европейские корни зачастую рассматривается как проявление воинствующего либерализма, воспринимающего религию как своеобразный пережиток, мало совместимый с современным обществом потребления, в котором духовная сторона жизни должна приниматься в качестве глубоко личного чудачества.
Есть же поклонники йоги или филателисты. Почему бы не быть католикам с православными. А разного рода заветы — «не сотвори кумира себе», «не желай благ земных» — что-то вроде подзабытых бабушкиных сказок. Как раз в эти дни в Лондоне работодатели из авикомпании «Бритиш эйрвейз» и госпиталя попытались снять кресты со своих служащих. Более того, британское правительство стало на сторону капитала в конфликте с трудом, выразившись в том смысле, что носить кресты христиан не принуждает ни один из известных канонов, ну а ежели все-таки носят, то пусть прячут их поглубже под одежду. К слову, в это же время работу потеряла и прихожанка лондонского православного храма, предпочитая быть уволенной, но не быть без креста. А значит, в обществе потребления есть место подвигу.
Пусть и незаметному для других.
Однако упорная служащая авиакомпании Нади Эвейда рискнула обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), апеллируя к статье 9 Конвенции прав человека, гарантирующей свободу совести. Вопрос христианского характера Европы для многих на континенте, да и у нас ассоциируется с сохранением своей исторической идентичности.
Надо просто уважать свою историю, свой народ, все то, без чего сама страна пустая витринная оболочка.