Не бояться всезнаек и гаджетов
Надо сказать, что когда-то она водила экскурсии постоянно: многие нынешние научные сотрудники свои карьеры в музеях начинали именно с этого. Теперь же для мамы, заведующей отделом драгоценных металлов, провести людей по выставке — приятный бонус. Возможность напрямую пообщаться, если так можно выразиться, с потребителями произведенного ею продукта.
Но есть же отважные люди, которые сознательно всю жизнь этим занимаются. Если задуматься, работа-то тяжелая. Посетитель далеко не всегда заинтересован в том, чтобы узнать что-то новое. Есть еще отдельная прослойка людей, интересующихся псевдоисторической литературой и всяческими альтернативными теориями, касающимися прошлого. Они обычно достаточно агрессивны, и, сдается, если существует отдельный ад для плохих экскурсоводов, то заправляют там именно эти товарищи. Молчу про детей: такая публика вообще непредсказуема.
А если представить, что водить людей по одним и тем же залам нужно в течение лет двадцати? Ведь есть же небольшие краеведческие музеи, где экспозиция не меняется вообще. Как в этой обстановке сохранить свежесть взгляда, не стать эдакой бубнящей ходячей энциклопедией, прощаясь с которой, группа выдохнет: «Фух, слава богу, все закончилось!»? Еще важный момент — гаджеты. Открываешь браузер в телефоне, и вроде бы никакой экскурсовод уже не нужен.
Интернет делает нашу жизнь проще, но и скучнее — особенно учитывая тот факт, что он доступен 24 часа в сутки. Как конкурировать с огромными ресурсами Сети? Однако — конкурируют. И даже аудио гиды им не помеха.
С возрастом я все больше ценю и уважаю людей, которые, по сути, занимаются непростым делом — пропагандой знаний. Делать это — правда, как и любую работу вообще — можно топорно, тупо и крайне скучно. Но сегодня это скорее редкость, чем норма. Сами музеи меняются: становятся более продвинутыми с технической точки зрения, обрастают всякими интерактивными программами. Но я точно знаю: без экскурсовода музей не живет. Ведь никакая Википедия не расскажет вам забавный исторический анекдот, не обратит внимание на незаметную с первого взгляда деталь или штрих. Не улыбнется малышу и не поспорит с посетителем-всезнайкой о том, была ли на самом деле Куликовская битва или ее выдумали. А это, возможно, намного важнее, чем точные исторические знания. Ведь музей — не только витрины и экспонаты. Это еще и общение. Которое, по определению, невозможно без собеседника.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.