Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Нам не страшен турецкий «серый волк»

Общество
Турция снова обвинила российские ВВС в нарушении своего воздушного пространства. В качестве «ответной меры» Анкара объявила «оранжевый уровень боеготовности», что означает разрешение турецким ВВС открывать огонь на поражение нарушителей без согласования с высшим командованием.

То есть в ноябре прошлого года, когда турки сбили российский Су-24, причем уже над сирийской территорией (даже НАТО тогда признало, что самолет мог залететь в турецкое воздушное пространство не более чем на 17 секунд), а «оранжевого уровня» объявлено не было, значит, приказ на поражение Су-24 пришел сверху?

Представитель российского военного командования категорически опроверг факт нарушения – на сей раз речь шла о бомбардировщике Су-34. А в качестве комментария требования президента Эрдогана о срочной встрече с президентом Путиным в Москве намекнули, что таким образом искать встречи лучше не стоит.

Российско-турецкие отношения после короткой паузы на новогодние каникулы продолжают обостряться. С 1 февраля между странами прервано грузовое автомобильное сообщение. Экономические и политические санкции, введенные против турок с 1 января, судя по всему, могут оказаться не последними. Тем более, что в воздухе резко запахло прямым вооруженным столкновением.

Могут ли турки вновь сбить наш самолет, действуя хотя бы и в духе провокации? Тем более что турецко-сирийская граница во многих местах не делимитирована, у сирийцев одни карты, у турок другие. Сделать им это будет трудно. Ситуация сегодня не та, что в ноябре: вокруг нашей авиабазы в Латакии уже развернуты комплексы ПВО С-400.

Тем самым, по сути, для турецких ВВС введена так называемая «бесполетная зона» на севере Сирии: всякий, кто в нее вторгнется без приглашения и предупреждения, рискует быть сбитым. В этом смысле наша авиация действует в этом районе в более безопасных условиях. Однако если турецкий самолет залетит в эту зону и все же будет сбит, это, разумеется, приведет к дальнейшей эскалации напряженности.

Эрдоган сейчас во многом играет довольно рискованно. Его планы по поводу будущего переустройства Сирии оказались сильно нарушены последними успехами сирийских правительственных войск на севере и юге страны, действующими при поддержке российских ВВС с воздуха. Свергнуть Асада и привести к власти своих людей (близких Анкаре «братьев-мусульман» в сирийском исполнении) не получается. Не удается туркам справиться и с активизаций курдского национального движения на севере Сирии, где курды успешно противостоят исламистам и вновь порождают надежду у курдов Турции и Ирака на создание национального государства в регионе.

Отчаянным жестом Анкары стала блокировка (под угрозой бойкота со своей стороны) участия сирийский курдов (партия «Демократический союз») начавшихся Женеве непростых переговоров о будущем сирийском урегулировании, где должна быть представлена, в том числе, пестрая антиасадовская оппозиция.

В противостоянии с Россией из-за Сирии Анкара, конечно, рассчитывает на солидарность внутри блока НАТО. Формально на сей раз НАТО Турцию вроде бы поддержало: вернее, поддержало ее точку зрения о нарушении воздушного пространства Су-34. Однако это вовсе не означает, что в Альянсе все будут в восторге от перспектив отказаться в заложника у весьма рискованной игры Эрдогана в регионе. Его стратегические цели, и это уже трудно скрыть, ведь далеко не во всем совпадают с целями США и их западных союзников, а в чем-то и противоречат им. Заигрывание турецких спецслужб и политиков с ИГИЛ, в том числе по части незаконной торговли нефтью, сегодня - уже фактически признано на уровне западного общественного мнения. Серьезные разногласия у турок с теми же американцами по части видения роли курдов в борьбе с исламистами.

Что касается стран ЕС, то Анкара почти уже открыто шантажирует их тем, что может напустить на Европу сотни тысяч и даже миллионы беженцев, если та не пойдет ей на уступки. И уже даже обещанных ранее Меркель 3 миллиарда евро на то, чтобы сирийских беженцев удержать в самой Турции (их там скопилось более двух миллионов) Анкаре мало – давайте, говорит она, теперь 5 миллиардов. А еще давайте возобновление переговоров о вступлении Турции в ЕС, плюс безвизовый режим уже в этом году. Безвизовый режим с огромной мусульманской страной, где скопились сотни тысяч беженцев – это, конечно, то самое, о чем Европа сейчас мечтает.

На днях вскрылось еще одно неприятное обстоятельств. О нем рассказал «Коммерсантъ» со ссылкой на анонимный источник в российских спецслужбах. Обычно так маркируют преднамеренную утечку. Согласно этим данным, следы организации теракта против российского пассажирского самолета над Египтом осенью ведут в Турцию, а именно к террористической организации «Серые волки» (она признана террористической и в Европе). Именно один из ее боевиков был замечен на видео, где с земли расстреливали спускавшегося на парашюте летчика сбитого российского Су-24 в ноябре. Именно в Турцию в последний раз был замечен и «авиатехник», который, скорее всего, подложил бомбу в А321 в аэропорту Шарм-эль-Шейха.

Тем самым Турции - пока неофициально - предъявлено обвинение, как минимум, в покрытии международных террористов. Если эти обвинения будут подкреплены новыми доказательствами, позиции Эрдогана на Западе еще более будут подорваны. Собственно, турецкие обвинения против России в нарушении воздушного пространства могли быть отчасти как раз реакцией на информацию о том, что следы теракта против А321 ведут на ее территорию.

Все это, впрочем, может не остановить турецкого президента от того, чтобы пуститься в дальнейшие рискованные операции, в том числе военные, уповая на то, что, мол, турецкая армия – вторая по силе в НАТО. Однако это не значит и того, что российские военно-космические силы теперь соберут манатки в Сирии и отправятся восвояси, испугавшись турецких угроз. Они там еще свою работу не доделали.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator