Грубо говоря

Общество
Однажды Светла озадачила меня своим открытием: – Юрий, оказывается, существует два русских языка! Один я учила в Софии в русской школе, а с другим, незнакомым, столкнулась уже здесь, в России.

Мы познакомились с ней в Болгарии во время моей служебной командировки, а теперь она прибыла в Москву в качестве корреспондента популярной молодежной газеты.

– Что ты имеешь в виду? – удивился я. – Какой еще второй язык?

– На первом русские разговаривают, – пояснила она. – А на другом они ругаются...

– Понятно, – сказал я, смутившись от неожиданности. – Этот второй язык тебе вряд ли пригодится. Но при встрече я объясню, в чем тут дело...

В болгарском языке матерные слова, к счастью, отсутствуют, и если кому-то там приспичит выругаться как можно грубее, он будет вынужден использовать нашу отечественную ненормативную лексику, что на практике случается крайне редко. Светла, девушка глубоко интеллигентная, таких слов на родине никогда не слыхала, вот «повезло» ознакомиться в России...

И что прикажете ей рассказать? Наверное, стоит объяснить, как и почему появился русский мат. Откуда он к нам пришел? Раньше считалось, что до времен татаро-монгольского ига такого рода ругательств на Руси не было, обходились словами полегче, типа «черт», «баран», «дурак»... Но потом матерные слова обнаружились аж в берестяных грамотах, так что окончательные выводы пока не сделаны.

Проще, наверное, ответить, зачем они вообще нужны — непечатные слова, почему до сих пор народ ими пользуется? С какой такой стати, может спросить Светла, даже Александр Пушкин, Лев Толстой, Иван Бунин и другие корифеи русского языка не брезговали подпускать в свою речь непечатные обороты? Несколько лет назад фонд «Общественное мнение» попытался найти ответ. Большинство (61 процент) сообщили примерно следующее: «Матом выражают эмоции в моменты боли или счастливого известия, порой только нецензурное слово помогает русскому выразить всю полноту чувств». 

Думаю, для Светлы этих сведений будет достаточно. Но сами-то перед собой мы должны признать: ситуация с ругательствами в нашей стране, прямо скажем, удручающая. Социологи утверждают, что ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь (70 процентов взрослого населения, свидетельствуют опросы, пользуются матом весьма регулярно. Удручают и результаты анкетирования молодежи: лишь 14% не употребляют в своей речи нецензурные слова, 13% признались, что прибегают к «трехэтажной» лексике довольно часто, остальные 73% используют мат редко.

Не так давно было проведено еще одно обширное исследование, по итогам которого выяснилось, что чаще всего ненормативную лексику пускают в ход жители Перми, Воронежа и Иванова, за ними следуют Оренбург, Тамбов и Челябинск. А вот москвичи порадовали, они не только не вошли в десятку «лидеров», а заняли аж 18-е место! Очевидно, сказалось высокое качество школьного образования, наличие театров, клубов, кинотеатров и других культурных учреждений...

Заодно ученые выяснили, в каких ситуациях россияне чаще всего пускают в ход обсценную лексику. Вот основные побудительные мотивы: оскорбления, угрозы, выражение презрения. Но интересно, что еще чаще мы пускаем в ход ненормативные слова отнюдь не для ругани, а... просто для доходчивой подачи информации. Короче, мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!

И что с этим прикажете делать? Думаю, начать надо с самого простого — напомнить гражданам (а заодно и правоохранительным органам), что в Уголовном кодексе РФ существует статья 130: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев». По-моему, вполне действенно! А «Кодекс РФ об административных правонарушениях» приравнивает матюги к мелкому хулиганству, что также влечет немалые штрафные санкции...

...И вот что еще я сказал Светле: «Знаешь, я считаю, что сегодня мат — это язык неудачников, слабаков. Они не способны внятно передать свои мысли и чувства, вот и переходят, бедняги, на «второй» язык. Мне их жаль!»

amp-next-page separator