Вот мы и затосковали по киосковому балагану
Минпромторг предлагает вернуть ларьки, торговые палатки и автолавки на улицы городов: законопроект о регулировании работы нестационарной торговли собираются внести в Госдуму.
Первая мысль: ура, хорошо, не надо будет по любому поводу нестись в супермаркет, где обязательно прихватишь что-нибудь лишнее. Вторая: какой ужас, опять начнется грязь и смрад; нет, только не это! Ну и еще мысль третья: та-а-ак, все, как всегда — сначала сносили, потом давай возрождать.
Все так, да не совсем. Ларьки и палатки, превращавшие площади у метро и вообще везде, где только можно, в рассадники грязи и дурных запахов, были омерзительными. Разнокалиберные, грязные, обшарпанные, они для меня, например, — лучшая иллюстрация нашего бескультурья и культивируемого нищебродства. Раскисшие картонки под ногами, переполненные урны, бестолковое тряпье и какое-то дикое никчемное барахло — все мы помним, как это было, и двух мнений быть не может — это было ужасно. То, что этот шалман снесли — совершенно, на мой взгляд, правильно. Но при этом почти как всегда не обошлось без перехлеста.
Вот, например, во дворе дома возле нашего метро, с самого края, никому не мешая, стояли два палатки: одна — классическая автолавка с бакалеей и консервами, другая — фруктово-овощной павильончик. Цены там были ниже, чем в местных магазинах, да еще и продавщицы, работавшие «на точках» годами, честно предупреждали: вот, скажем, привезли яблоки, они красивые, но невкусные, а вот эти — отличные. А вот хорошая картошка, морковь, а за капустой давайте-ка завтра приходите, к новому завозу. Более того, со временем товар в этих лавках стал почти идеальным — все свои, и спрос и предложение обрели баланс. Все удобно, все аккуратно, бабули местные радовались: тут все проще, да и в супермаркет, где на входе обольют презрительным взглядом сапоги серии «прощай, молодость», идти не надо.
Но на фоне большой войны с ларьками заодно смели и эти две лавки, хотя народ и пытался их отстаивать, рассылая письма «наверх». Итог оказался печальным: у трех оставшихся в нашем районе супермаркетов в конкурентах уцелели лишь два небольших дворовых магазинчика, цены в которых еще выше — такова плата за «шаговую доступность».
Со временем оказалось, что и радость наша от полного закрытия киосков в подземном переходе была преждевременной. Нитки-иголки теперь просто нигде не купить, за колготками — дуй в тот же супермаркет, там в сегменте «эконом» эти (иногда одноразовые) изделия стоят от 400 до 700 рублей. Зубы на полку выложишь! Так постепенно и затоскуешь по киосковому балагану...
Хотелось бы возвращения того «рая»? Нет, «того» не надо. Однако в рамках цивилизованной торговли — почему нет? Ведь они, эти ларьки-киоски, могут быть и аккуратными, и цивилизованными, а главное — очень полезными для жителей. И нитки с иголками нужны, наверное, не всем и не каждый день, но потребности в галантерее — забытое ныне слово! — никто не отменял. Стихийный, антисанитарный развал — это совсем не то, во что могли бы превратиться мини-торговые точки шаговой доступности. И зачистка рассадников некачественных товаров — это одно, а организация торговых точек, в которых можно по дороге домой купить батон хлеба или пакет кефира, — другое. Пусть же людям будет удобно!
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Никита Миронов: Если ларьки вернутся, Москва превратится в Душанбе
Колонка обозревателя «ВМ» Никиты Миронова:
У меня впечатление, что чиновники Минпромторга засиделись в кабинетах. Новые рабочие места? Давайте вспомним московские ларьки образца 2000-х. Кто в них торговал? Правильно, граждане СНГ (далее…)