Москвичи мечтают о больших деньгах прагматично
Тут, конечно, можно было бы разразиться морализаторством на тему «не в деньгах счастье». Но куда более интересным кажется попробовать понять, что на самом деле говорит эта цифра о жителях города. И для начала стоит обратиться к иным цифрам.
В апреле Росстат провел исследование, в котором выяснил среднюю и медианную зарплату по стране. В Москве она составила 96 и 66 тысяч рублей соответственно.
Тут необходимо важное пояснение. Что такое средняя зарплата, понятно всем. Но куда более ценным и показательным является медианное значение — это планка, выше и ниже которой находится одинаковое количество людей. То есть исходя из предложенных данных, в Москве половина горожан получает меньше 66 тысяч рублей, а вторая половина — больше.
Понятно, почему этот показатель более важен и значим. В столице достаточно много людей (куда выше, чем в остальной стране), получающих супервысокие доходы, и именно благодаря им средняя зарплата в городе составляет столь впечатляющие 96 тысяч рублей. Но понятно же, что эта цифра очень мало соотносится с жизнями абсолютного большинства жителей. А вот медианные 66 тысяч куда точнее отражают реальность.
Но это еще не все. В апреле и августе разными организациями было проведено два опроса. Весной социологи выясняли у людей размер зарплаты, которую они полагают необходимой для «достойной жизни». А летом был задан вопрос о «справедливой» зарплате.
Самое забавное, что полученные результаты в Москве оказались очень близки — около 100 тысяч рублей в обоих случаях.
Итак, имеются три цифры: 66 тысяч рублей — реальность, 100 тысяч — желаемое (и полагаемое заслуженным) и 212 тысяч — голубая мечта, которая, по мнению людей, позволит им принципиально решить имеющиеся проблемы и исполнить дорогостоящие желания.
И что же говорят эти суммы о москвичах?
Все очень просто — они говорят о их прагматизме, здоровой амбициозности и трудолюбии.
Начнем с первых двух. Среднестатистический москвич хотел бы получать на треть больше своей текущей зарплаты, что абсолютно реалистично во всех отношениях — в оценке как собственных возможностей, так и городского рынка труда. Обычный горожанин вовсе не страдает суперзавышенной самооценкой, полагая себя достойным получать миллионы рублей ежемесячно, но и не занимается самоунижением, не считая себя способным на что-то большее, чем сейчас.
Желание получать на треть больше нынешнего — это демонстрация взвешенных и абсолютно адекватных амбиций и, главное, вполне достижимая цель в московских реалиях. Да, могут потребоваться усилия, повышение квалификации, смена работы, увеличение нагрузки и т. д., но в целом в такой планке нет ничего из ряда вон выходящего и невозможного.
С этой точки зрения даже более интересна третья цифра — зарплата, которая нужна горожанам для счастья.
Чем интересен этот показатель? Да тем, что можно было дать полную волю собственной фантазии!
Это ведь не прагматичное — про достойную жизнь или справедливую оценку себя как работника. Это про буйство воображения, про исполнение заветных дорогостоящих желаний, про полную финансовую свободу. Пять, десять, двадцать или пятьдесят миллионов рублей в месяц. Выплатить ипотеку одним махом. Поменять машину, не влезая в кредиты. Купить домик в Крыму. Носить одежду самых дорогих брендов. Путешествовать исключительно первым классом… Все что хочешь!
А москвичи заявили, что им для счастья нужно 212 тысяч рублей. Это, конечно, крупная даже по московским меркам зарплата, но всего в 3,2 раза больше реальных 66 тысяч.
Это все та же ипотека, просто выплаченная чуть побыстрее. Все тот же выбор между необходимостью достроить дачу и сменить разваливающуюся на ходу машину. Это все тот же семейный бюджет, просто с несколько большими возможностями и увеличенными статьями расходов.
И это замечательно!
Потому что наши люди (не только Москва, но и Россия в целом), даже мечтая о гипотетически несбыточном, продолжают твердо стоять на земле, считая, что правильнее будет откормить синицу в руке, нежели гоняться за журавлем в небе.
А между прочим, именно так и возник тот самый бюргерский Запад с его мещанской ухоженностью, крепким средним классом, цветущими частными двориками и уютными уличными кафе.
Той же дорогой идем, товарищи. И я убеждена, что верной.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»