Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Актер Иван Агапов: Сыграть по блату нельзя

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Актер театра и кино Иван Агапов. Еще учась в школе, он начал заниматься в театре-студии Спесивцева, что стало началом его творческого пути
Актер театра и кино Иван Агапов. Еще учась в школе, он начал заниматься в театре-студии Спесивцева, что стало началом его творческого пути / Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Телеканал НТВ снимает второй сезон детективного сериала «Акушер» с Иваном Агаповым в роли растерянного главврача перинатального центра. «Вечерняя Москва» побеседовала с актером.

Заслуженный артист России Иван Агапов рассказал «ВМ» о службе в «Ленкоме», магии Марка Захарова и о том, почему никогда не спорит с режиссерами и таксистами.

— Иван Валерьевич, на ваш взгляд, не отпугивают ли зрителя от экрана такие сериалы, как «Акушер»? Все-таки медицинские подробности в кадре…

— Медицина это то, с чем каждый из нас сталкивается в течение жизни. Если сериал сделан талантливо, достоверно — это не отпугнет. Вопросы деторождения и сопутствующего ему акушерства существуют, почитай, от сотворения мира. Еще Библия начинается с перечисления, кто кого «родил» («Авраам родил Исаака…»). Любую тему можно раскрыть, сделав из нее произведение искусства, а можно превратить ее в дурной анекдот. Над сериалом работает талантливая команда, и, по-моему, ей удалось заинтересовать зрителей, заставить их сочувствовать героям. Тот факт, что НТВ снимает уже второй сезон, говорит сам за себя.

— Ваш персонаж, главврач перинатального центра, — явно не самый положительный. В чем его миссия?

— Он руководитель, и этим, пожалуй, все сказано. Без руководителя жить невозможно. Человечество пробовало — не получалось. Хороший ли, плохой ли — судить зрителям. Я стараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы «очеловечить» своего героя, превратить его в одного из тех докторов, которых мы часто встречаем в жизни — со всеми их достоинствами и недостатками.

— У вас гигантское сериальное портфолио. Зачем оно старожилу «Ленкома»?

— На мой взгляд, всегда приятнее иметь работу, чем ее не иметь. И дело не в том, что я всеядный: просто я искренне считаю, что работа актера — играть в спектаклях и сниматься в кино. Ну а потом существуют такие вещи (отнесемся к ним как к метафизике и приметам) — если ты раза тричетыре откажешься, то просто перестанут звать. Помимо прочего, мне интересно доказать, что я могу не только органично существовать в любом материале, но и сделать роль живой и интересной, и таким образом поднять это произведение на достойный уровень.

— Читала, что вы вместе с женой пишете сценарии. Как относитесь к самой распространен ной жалобе артистов и режиссеров, что, мол, нам не хватает хороших сценаристов, и чем плохи имеющиеся?

— Я раньше писал, а жена этим занимается профессионально. И мне кажется, дело не в том, что хороших сценариев якобы нет. Они есть, просто не всегда доходят до режиссеров. Сценарий, как и съемка, — удел профессионалов. Всегда, я извиняюсь, существует такая «позиция», как талант. У нас в какой-то момент решили, что каждый способен заниматься всем, чем хочет. Достаточно быть сватом, братом, любовницей какого-то большого начальника, и ты, видите ли, можешь снимать, продюсировать, писать… Многие считают, что достаточно прочитать две американских книги вроде «Как написать талантливый сценарий» и «Как стать миллионером», и все получится.

Есть такой афоризм: «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами». Это правда так. Но вообще по жизни я оптимист, верю, что не очень благоприятная полоса для сценариев, режиссуры, актерского существования и нашего отечественного кино рано или поздно закончится. За неким «провисом» неминуемо последует взлет.

— После каждого фестиваля говорят: «Вот он, наш киноренессанс!» А вы так не думаете?

— Что-то не уверен. Пока новых Роммов, Александровых, Рязановых, Данелий мы еще не взрастили. Но взращиваем. Скоро будут плоды.

— Один из самых экстравагантных кинопроектов с вашим участием — фильм Романа Качанова (признан иноагентом) «Даун Хаус» с наложением романа Достоевского «Идиот» на реалии нулевых. Как относитесь к такого рода экспериментам с классикой, стали ли бы ставить что-то подобное?

— Я бы сто раз подумал, ставить так или нет. Но эта идея мне сразу понравилась. Когда читаешь сценарий и смеешься — это уже полдела. Думаю, что любой эксперимент имеет право на существование; а насколько он был удачным — будет видно со временем. Прошло более двадцати лет, но и «Даун Хаус», и «ДМБ» помнят. Видимо, если за дело берется Иван Охлобыстин с его специфическим чувством юмора, что-то обязательно получится. Другой вопрос, что на эксперименты часто тянет людей с комплексом Герострата: им главное замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» или на «Войну и мир», низвергнуть кумиров, а что дальше — не важно. Хвалить или ругать их будут просто по факту «лихого» обращения с классикой.

— Припоминая свой студенческий опыт подчинения режиссеру, вы процитировали когото из своих преподавателей: «Если режиссер дурак, этого в титрах не напишешь». Доводилось ли спорить на площадке?

— Никогда не спорю с режиссерами, врачами, таксистами, водителями автобусов, пилотами. Человек делает дело, не зудеть же ему под руку. Меня вообще приучили, что актер несет ответственность за то, что он делает. Валить на режиссера — это примерно то же, что сидеть и рассказывать в интервью: «Вы же знаете, какой я талантливый… Просто в тот день у меня зуб болел, я не с той ноги встал, мне черная кошка дорогу перебежала».

В нашей профессии все жестко: либо ты производишь впечатление на зрителей, либо нет. К тому же актер и режиссер — две разные профессии, мы видим происходящее по разные стороны камеры: я изнутри кадра, он снаружи. Поэтому я принципиально не снимаюсь в своих фильмах, а если работаю как актер — полностью доверяю режиссеру.

— Вы тридцать пять лет служите в «Ленкоме», где сыграли во всех знаменитых спектаклях — от «Тиля» и «Поминальной молитвы» до «Дня опричника». Театр — это дом-семья? А никогда не хотелось хлопнуть дверью?

— Хотелось. Именно потому, что дом и семья, а в семье случается всякое. Вот и в театре все общее: радости, достижения, беды… Мне странно, когда человек вкладывает во что-то душу, а потом встает «в третью позицию». Ты ведь ничего не докажешь, а только предашь все, чем прежде занимался. Хлопать дверью и потом проклинать театр — это неблагодарность. Все-таки благодарность — чувство, на которое способны даже животные, а мы их не хуже.

«Ленком» дал мне роли, награды, звание. Я вообще считаю, что Марк Анатольевич Захаров создал меня как актера, как творческую личность. Я покину театр только тогда, когда пойму, что я там мешаю. А пока полезен, я остаюсь.

— Как вы познакомились с Захаровым, как с ним работалось?

— Он был педагогом на курсе Андрея Гончарова, на котором я учился. А уж когда он мне сделал предложение служить в его труппе, я не смог отказаться. Он сразу стал давать мне большие роли. Первой стала роль Певчего в «Поминальной молитве», потом Медведенко в «Чайке». Даже если бы я после этого ничего больше не сыграл, было бы достаточно, чтобы считать себя состоявшимся в профессии.

— Захаров был директивным режиссером или прислушивался к актерам?

— Он работал как художник, пишущий картину: брал холст — пьесу, краски — актеров, делал первые мазки, которые, на первый взгляд, могли казаться корявыми; а потом прямо на наших глазах выходил шедевр. Мы обсуждали образы, иногда спорили. А иногда он говорил директивно: «Просто выйди на авансцену и посмотри голубыми глазами в амфитеатр». Человек со стороны, даже актер, скорее всего, не поймет. А это означало — посмотри томным, поэтическим взглядом вдаль, чтобы девяносто процентов женской аудитории, сидящей в зале, немедленно пожалели, что не связали свою жизнь с таким удивительным человеком. Абдулов и Янковский умели достичь такого результата…

Часто Захаров просто показывал, у него был блистательный комедийный дар, он мог изобразить так, что мы просто лежали от смеха на репетициях. Он был великий актер и великий мистификатор. Мало кто знает, что один из ключевых российских режиссеров XX века даже не имел режиссерского образования, — только актерское...

— Вы много преподаете. Предупреждаете молодежь об издержках профессии?

— Обязательно. Они все по молодости и глупости думают, что их ждут деньги, слава, интервью, гастроли. Нет, это огромный труд. Вероятность, что ты «выстрелишь», — один к десяти. А когда так много неудач, очень сложно не отчаяться. Я всех предупреждаю, что гарантий нет, что наша профессия — жестокая, и на вершине успеха далеко не всегда оказываются лучшие: иногда, к сожалению, просто самые пронырливые. Но, как говорил мой учитель Андрей Александрович Гончаров, получить роль по блату можно, сыграть нельзя.

ЛУЧШИЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЯХ ТЕАТРА «ЛЕНКОМ МАРКА ЗАХАРОВА»

  • День опричника (2016): Демьян Златоустович,
  • Гамлет (2024): Полоний,
  • Поминальная молитва (2021): Менахем-Мендл,
  • Бег (2023): Парамон Ильич Корзухин,
  • Небесные странники (2014): телеграфист Чикильдеев.

ДОСЬЕ

Иван Агапов родился 29 мая 1965 года в Москве. Во время учебы в актерской группе режиссерского факультета ГИТИСа служил в Театре имени Маяковского. В 1989-м, окончив институт, пришел в «Ленком». Профессор, художественный руководитель курса Московского института современного искусства.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.