Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему при «стагнирующей» экономике москвичи так хорошо живут

Город
Антон и Анна Гришины в ресторане «Лен». Официантка Людмила Баталова принимает оплату. В столице, по данным Мосгорстата, ежегодно растут расходы горожан на питание вне дома. Это показатель того, что горожане не особо экономят и смотрят в будущее с оптимизмом. Во всяком случае те, кто имеет возможность регулярно посещать рестораны
Антон и Анна Гришины в ресторане «Лен». Официантка Людмила Баталова принимает оплату. В столице, по данным Мосгорстата, ежегодно растут расходы горожан на питание вне дома. Это показатель того, что горожане не особо экономят и смотрят в будущее с оптимизмом. Во всяком случае те, кто имеет возможность регулярно посещать рестораны / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

По данным международной группы Euromonitor, за последние четыре года москвичи увеличили расходы на досуг и отдых на 10,7 процента. Число автомобилей в столице растет на 200 тысяч в год, резко выросло и число сделок с недвижимостью. При этом, как уверяют эксперты, экономика в России стагнирует и наши реальные доходы как минимум не растут. Так что же все-таки происходит? Мы скорее богатеем или беднеем? «Вечерняя Москва» попыталась разобраться.

Странное дело: экономисты говорят о кризисе, который длится уже шесть лет, а на дорогах не протолкнуться от иномарок. Новостройки в столице растут быстрее грибов. В ресторане бывает сложно заказать столик — в пятницу вечером и в выходные свободных просто нет. Так ли мы бедны? «ВМ» решила заглянуть в карманы москвичей.

В столице продолжается ипотечный бум. По данным управления Росреестра по Москве, в первые пять месяцев этого года зафиксировали 35 627 договоров ипотеки. Это на 17 процентов больше, чем за тот же период минувшего года.

По данным Росреестра, оживился не только рынок первичного жилья. В этом году — по сравнению с прошлым — на 11 процентов выросло число сделок на «вторичке». По данным риелторов, примерно 70 процентов жилья в Москве сейчас покупается с помощью жилищных кредитов.

— Если учесть, что 2018 год был в плане ипотеки рекордным, то получается, что кредитный бум не идет на спад, а только нарастает, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — И это при том, что цены на недвижимость только растут, а ипотечная ставка не снижается — держится в районе 10 процентов годовых.

По данным аналитиков, средняя цена квадратного метра жилья в столице за последний год выросла на 11 тысяч рублей и сейчас — 176 тысяч.

— Если люди все дорожающее жилье покупают, пусть большинство и в ипотеку, это говорит о росте доходов и, что важнее, о росте уверенности, что они не рухнут, — считает Кудрявцев. — Ведь ипотеку нужно платить, в среднем, от 10 до 15 лет. Другой вопрос, что люди, покупающие жилье, — это далеко не все москвичи. И судить по ним о росте благосостояния в целом я бы не стал.

Еще один видимый показатель благополучия — число машин на улицах города. По данным Центра организации дорожного движения, с 2010 года в Москве и области число личных автомобилей выросло с 5,7 до 7,7 миллиона. При этом, что интересно, большая часть авто также покупается в кредит. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер автокредита в Москве сейчас самый большой в стране и составляет 1 миллион 99 тысяч рублей. И если кредиты на авто берут, следовательно, у людей есть деньги.

— Вместе с тем, что самое интересное, рост автопарка уже начал замедляться, потому что наступило насыщение, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Если несколько лет назад автопарк в Москве рос, в среднем, на 300 тысяч в год, то в последние годы, в среднем — на 200. Многие семьи отказываются от двух-трех автомобилей и оставляют один. Потому что содержать три — некомфортно и дорого. Парковка, налоги, бензин, штрафы — расходы на содержание автомобиля в большом городе очень высоки. А ездить-то, по сути, некуда.

Эксперт привел пример из собственной жизни.

— Я работаю в районе «Пушкинской», где парковка стоит 380 рублей в час. А мне работодатель предложил парковаться бесплатно. Казалось бы — отлично! Но я отказался. Ну приеду я на работу на машине. А в это время мое парковочное место рядом с домом кто-то займет! И я точно знаю, что вечером у дома мне будет припарковаться крайне сложно. Так зачем мне на машине ехать? Проще на метро.

Как пояснил Игорь Моржаретто, в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне — похожая ситуация.

Даже вполне обеспеченные люди предпочитают общественный транспорт — он быстрее.

Что у нас на рынке общепита?

— Кризиса не видно. Число открывающихся и закрывающихся заведений примерно одинаково, — пояснил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Заказать столик в известном ресторане, действительно, трудно.

По словам эксперта, набирает популярность новый формат — фуд-моллы вроде «Депо», что на улице Лесной. Это когда в одном месте около сотни небольших ресторанчиков.

Сегодня, по данным Мосгорстата, на питание вне дома москвичи тратят 4,3 процента доходов. Это на треть больше, чем, например, на покупку сигарет и спиртного.

— Если учесть, что резко увеличилось число небольших кофеен у метро, что чуть не каждый третий идет со стаканчиком кофе, то можно сказать, что общепит в Москве не бедствует, — считает Виктор Кудрявцев. — Это тоже один из показателей роста реальных доходов горожан. Важный показатель благополучия — возможность хорошо отдохнуть.

— В этом году заметен рост турпотока как на российских, так и на зарубежных направлениях, — рассказывает директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко. — В России нынешним летом резко набрал популярность Крым. Отдыхающих вдруг стало так много, что отели уже не справляются, и все активнее подключается частный сектор — прямо как когда-то в Советском Союзе. Из популярных у москвичей зарубежных направлений растут Тунис, Греция и Болгария. Но больше всего — Турция. В прошлом году там отдохнули 3,5 миллиона российских туристов, в этом — уже на 14 процентов больше, а ведь сезон еще не закончен.

При этом, как пояснил эксперт, несколько изменилась структура туров. Многие из тех, кто отдыхал 14 дней, берут 10–12. Или снижают звездность отеля. Однако число самих отдыхающих растет. Отказываться от отдыха мы не торопимся.

Доходы увеличиваются благодаря бюджетным вливаниям

Средняя зарплата москвичей в первом квартале этого года — 86 830 рублей. С прошлого года она выросла на 9,5 процента. Об этом сообщил руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Денис Тихонов. При этом, например, средняя заработная плата учителей московских школ по итогам первых шести месяцев 2019 года — 114 тысяч рублей. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин.

— Рост зарплат в Москве так или иначе связан с бюджетом города, — убежден доктор экономических наук, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов. — Кому повышают зарплату? Это прежде всего бюджетники. Кто имеет хороший доход? Компании, которые выполняют госконтракты. В Москве строится метро, дороги, ведется масштабное благо устройство, и все это бюджетные деньги. А реновация? Ведь дома тоже строятся «за бюджет». Таким образом, власти сами развивают экономику города.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев считает, что дело не только в бюджете.

— Чтобы его пополнять, необходимо развивать бизнес. Ведь немалая часть бюджета — это налоги на прибыль предприятий и на доходы физических лиц, которые там работают, — пояснил эксперт. — А значит, город должен проводить политику, которая бизнес не душит, а всячески поддерживает. Бизнес в Москве развивается вполне успешно. В том числе инновационный. Появился, например, технополис «Москва», открываются технопарки. Москва первой в стране внедрила патенты и в числе первых пошла на эксперимент с 4-процентным налогом для самозанятых.

Сергей Смирнов между тем напомнил:

— Москва — крупнейший в стране центр сосредоточения федеральных чиновников. А им тоже, как и московским бюджетникам, повышают зарплату, и она входит в общую статистику. Плюс в Москве расположены офисы большинства крупных газовых и нефтяных компаний, а также банков, федеральных страховых компаний и госкорпораций. Зарплаты в них — очень высокие. И если, скажем, поделить зарплату топ-менеджера и рядового работяги, то получится неплохая сумма. Но средняя зарплата — как средняя температура по больнице. Ориентироваться на нее не стоит.

Надо говорить о зарплате медианной — то есть наиболее распространенной.

Она точно меньше 86 тысяч.

По мнению эксперта, общество в Москве очень дифференцировано. Есть те, кто покупает квартиры и машины. А есть 1,4 миллиона получателей московской набавки к пенсии, большая часть дохода которых уходит на продукты и лекарства.

— Богатеют не все, богатеет часть горожан, — считает эксперт.

Зато те, кто богатеет, чувствуют себя вполне вольготно. Международная компания Euromonitor подсчитала, что за последние четыре года москвичи увеличили расходы на досуг и отдых на 10,7 процента. Динамика расходов москвичей на отдых и развлечения в четырехлетнем горизонте сопоставима с расходами жителей Парижа (+10,3 процента) и Токио (+9,7).

При этом в целом по уровню потребительских расходов Москва находится в середине списка крупнейших мегапoлисов мира, включая Дели, Пекин, Париж, Токио, Берлин, Лондон, Стамбул, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро. По данным Euromonitor, доля расходов на жилье и транспорт в общей структуре потребительских трат населения Москвы, напротив, самая низкая среди десяти крупнейших мировых столиц. Расходы на транспoрт в Москве в 2018 году составили 7,8 процента от общего oбъема потребительских трат — чуть ниже, чем в Токио, Нью-Йорке и Париже. Самый дорогой транспорт — в столицах Бразилии и Индии — там жители на него тратят до 17 процентов. Так что наш транспорт можно считать дешевым.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Рукина профессор, член правления МОО «комитет по борьбе с коррупцией»:

Почему в Москве так много денег? Потому что сюда изначально приезжают много людей с высокими доходами. Кто в Москве покупает жилье? Как правило, приезжие. Даже если жилье они не покупают, а снимают, то, вероятно, им есть на что. А откуда у них деньги? Зарабатывают. Москва — сосредоточение наиболее квалифицированных кадров, приезжающих сюда со всей России и не только. А людям с высокой квалификацией хорошо платят. Я, кстати, обратила внимание, здесь хорошо чувствуют себя даже бывшие граждане СНГ, приехавшие лет двадцать назад. За это время они стали начальниками в ЖКХ, торговле, а кто-то даже в правоохранительных органах. И все очень неплохо зарабатывают, ездят на дорогих машинах.

Когда мы говорим о доходах москвичей, которые то растут, то падают, мы почему-то забываем о теневом секторе городской экономики.

Придите в любой автосервис, парикмахерскую, салон красоты. Разве там дают чеки? Вы никогда не задумывались, почему в автосалонах просят приходить только с наличкой и не принимают оплату с карт? Ответ очевиден — это тоже теневой сектор, доходы которого никто не оценивает. И миллионы москвичей в этом секторе работают.

А рынок аренды? Власти города, надо отдать должное, пытаются его контролировать. Можно купить патент. Но большинство москвичей, имеющих «лишнее» жилье, согласитесь, сдают его и налогов не платят. Я знаю людей, которые одновременно сдают пять квартир — купили, когда была возможность, и теперь они рантье.

Их доходы тоже никто не учитывает — а ведь таких людей десятки тысяч! А мошенники? Вспомните, нам постоянно звонят «из банков», просят данные карты. Конечно, большинство не «покупается», но ведь есть и те, кто лишается денег. И это тоже теневой сектор экономики. И мошенники тоже покупают машины, квартиры, ходят в рестораны. Резюмируя, можно сказать, что реальных доходов москвичей не знает никто. Но, судя по тому, что мы видим в городе, эти доходы как минимум не снижаются. Деньги у многих людей есть.

Агван Микаелян, финансовый аналитик:

В Москве складывается интересная ситуация.

Наши реальные — за вычетом инфляции — доходы не увеличиваются, а вот потребление — растет! За счет чего? Факторов — два.

Первый — это снижение накоплений: мы просто стали меньше откладывать. Второй фактор — кредитование. Большая часть взятых кредитов — ипотечные. И не нужно думать, что мы тут, в Москве, шикарно живем. Если сравнивать наши жилищные условия, наличие и качество авто мобилей, объем торговых площадей на душу населения с теми же показателями в Западной Европе и США, то выглядим мы довольно бледно. Один пример: в Западной Европе на душу населения приходится 35–40 кв. метров жилья, в США — 70.

У нас в Москве — 20. Сегодня, к сожалению, правительство России всячески сдерживает не только инфляцию, но и развитие экономики.

Вместо того, чтобы вкладывать деньги в ее развитие, мы их зачем-то копим. В прошлом году профицит бюджета составил 2,5 триллиона руб лей. С 2008 года постоянно растут налоги.

Получается парадоксальная ситуация: власти Москвы пытаются стимулировать развитие бизнеса, дают льготы, а политика федеральных властей не дает бизнесу развиваться. В России и даже в относительно благополучной Москве — гигантское недопотребление.

СПРАВКА

По данным Мосгорстата, самые низкие заработки в столице (от 40 до 50 тысяч рублей) — на предприятиях по производству кожи и изделий из нее, по обработке древесины, производству обуви, одежды, в гостиницах и предприятиях общественного питания. Но в строительстве — уже более 80 тысяч рублей. Самые высокие в городе зарплаты — в офисах предприятий, добывающих нефть и природный газ — свыше 373 тысяч рублей. А также в табачной отрасли — более 193 тысяч, сфере разработки программного обеспечения и консультирования — 189 тысяч, финансовой и страховой деятельности — свыше 163 тысяч, в оптовой торговле — около 155 тысяч рублей.

КСТАТИ

Столичный Департамент экономической политики и развития города обнародовал прогноз — средняя зарплата в столице продолжит расти. «Прогнозируемое повышение макроэкономических показателей на период до 2021 года и тот рост реальных зарплат, который мы наблюдаем сегодня, позволяют нам сделать вывод, что в течение ближайших 5–6 лет средняя зарплата в Москве вырастет до 120–135 тысяч рублей».

Читайте также: Изуродованное общество: когда мы превратились в снобов и почему

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.