Дети, будьте добры, учитесь сами

Общество
То, что пандемия в буквальном смысле встряхнула систему образования, — очевидно. Беспокойство о здоровье детей, отправленных на дистанционное обучение, сменилось сначала робким волнением, а потом уже настоящей истерикой из-за снижения успеваемости учащихся и студентов.

Глас московской родительской общественности, разнесшийся по всей стране негодованием о замученных дистанционкой школьниках, в регионах вызвал… легкий шок.

— Вы совсем зажрались! — вопила мне в трубку подруга, живущая в Рязанской области.

Столичные переживания о покрасневших глазах, депрессиях и стрессах наших детей из-за длительного пребывания в замкнутом пространстве глубинке не понять. Там не то что интерактивные уроки, там стабильный интернет сродни чуду! А российский министр просвещения Сергей Кравцов, между тем, уже озвучил амбициозные планы на будущее: к 2030 году мы должны войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. При этом глава ведомства отмечает необходимость развития информационных технологий, совместных проектов с другими регионами и внедрение прочих инноваций, используя лучшие практики, в том числе дистанционного обучения. И вот тут взгляд останавливается на Москве. Требовательный, вопрошающий, полный надежд и чаяний. Удивляться нечему: уникальная система «Московская электронная школа» входит в список 100 главных образовательных проектов мира. В ближайшие годы столица будет активно делиться опытом по внедрению информационных технологий в образовательную среду.

Однако МЭШ одна в Сети — не воин. Чтобы достойно ответить вызовам времени, да еще не отстать от прогресса и соответствовать потребностям детей нового века, и московской системе образования, и родителям придется сделать работу над ошибками. МЭШ — не игра в одни ворота. И если столичная школа сегодня доказала свою способность создать технологически насыщенную образовательную среду, то побудить ребенка к саморазвитию и самообучению без помощи пап и мам она вряд ли сможет.

Перестать бить крылом и дать возможность детям сделать самостоятельный выбор, наверное, самое сложное, чему стоит научиться родителям. Ведь без приставки «само-» в наши дни не обойтись. «Всеобуч» канул в Лету. На смену ему приходит индивидуализация. Хочешь — учись! В школе, дома, в библиотеке или парке — где угодно. Но — сам. Вот тебе инструменты в руки и море возможностей. Пользуйся. Нет — получай аттестат и живи, как хочешь. И радуйся отмене обязательного для всех ЕГЭ.

Ребятам, застывшим у мониторов, как глоток свежего воздуха необходимо живое, доброе слово / Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

А учитель в ближайшем будущем из простого «предметника» должен превратиться в наставника или, по-модному выражаясь, в тьютора. Чтобы направлять, мотивировать и определять в ученике те или иные наклонности. При этом, учитывая опыт дистанционки, в школах, скорее всего, останутся те педагоги, которые смогли освоить информационные технологии. Так что учителя тоже будут учиться. Ведь с «оцифрованными» детьми нужно уметь общаться на понятном для них языке. Школьникам, застывшим у мониторов, как глоток свежего воздуха необходимо живое, доброе слово, умный совет и беседа по душам. И здесь уж точно никто не лишний — ни родитель, ни опытный педагог.

Кстати, профориентация вкупе с явно более жесткой конкуренцией в вузах в новом году усилит и без того растущую популярность колледжей не только в Москве, но и в регионах. Но и здесь есть минусы: как показывает практика, расставляя приоритеты в выборе будущей профессии, предметы, не имеющие к ней отношения, дети изучают спустя рукава.

Увы, однобокость образования — следствие развития информационного общества. Мы выбираем по запросу то, что интересно, а не то, о чем не имеем понятия… Впрочем, курс на доступное саморазвитие, возможно, со временем решит и эту проблему.

amp-next-page separator