Жажда зрелищ: чем реже мы ходим в музеи, тем лучше

Город
ВЦИОМ порадовал новыми сведениями о россиянах и, в частности, москвичах. Опрос касался интереса людей к музеям: выяснилось, что всего 8 процентов наших сограждан никогда не заходили в эти почтенные учреждения.

Менее половины, 46 процентов, последний раз были в музее несколько лет назад. Остальные наведываются туда еще чаще. А москвичи и петербуржцы из музеев, можно сказать, не вылезают.

Даже в пандемию посещали: таких насчитали целых 42 процента. Вроде бы сколько у москвича соблазнов — от йоги в парках до шопинга, но нет — его все равно на высокое тянет! В общем, не очень верится в такие радужные данные. Тем более на фоне пандемии. Музеи по всему миру сообщают о снижении «пассажиропотоков», в соцсетях люди обсуждают сериалы и дачный сезон. Да и другие разнообразные опросы показывают, что музеи как форма досуга интересуют не более 5 процентов россиян.

Музей в жизни столичного жителя — нечто факультативное. Приложение к основному досугу. Решили прогуляться от «Арбатской» до «Смоленской» — заглянули в мемориальную квартиру Пушкина. Или Лермонтова. Или Есенина. Какая разница! Главное — что-нибудь новенькое поглядеть.

Несколько лет назад триумфально открылся парк «Зарядье» / Фото: Анна Быкова

Всеядность наших людей в вопросах зрелищ хорошо видна по очередям за духовной пищей. Если рекламная кампания проведена грамотно, тысячные «хвосты» выстраиваются куда угодно: хоть к святым мощам, хоть на выставку Серова, хоть к экспозиции доктора фон Хагенса, который делает скульптуры из покойников.

Мне вспоминается, как несколько лет назад триумфально открылся парк «Зарядье». Вся столица тогда устремилась смотреть на архитектурную сенсацию. Погуляли, изумились. А потом, так сказать, «на десерт», повалили в палаты Романовых, уникальный Музей московского боярства XVI–XVII веков, расположенный на территории парка. Как рассказывали очевидцы, на входе образовалась колоссальная людская «пробка». Разумеется, никто не подумал о том, что бояре строили свое скромное жилище, вовсе не рассчитывая на громадную толпу любопытных. После этого «флешмоба», кажется, палаты закрылись на ремонт. И будем надеяться, им никогда больше не придется пережить критический наплыв посетителей.

После истории с палатами, мне кажется, очень хорошо, что у нас нет массового интереса к высокой культуре и серьезной истории. И экспозиции будут сохраннее, и интерьеры целее. А для людей, которые жаждут любых зрелищ вообще, надо понастроить побольше досуговых пространств, зон отдыха и всяких «музеев матрешки» — только вдали от настоящих музеев. Меньше народу — больше кислороду. Тем более в наши нелегкие коронавирусные времена.

amp-next-page separator