Интересно быть полезным стране

Общество
Про осознанность выбора будущей профессии спорят бесконечно. Причем именно спорят.

Родители настаивают, чтобы дети прислушивались к их советам, основанным на их собственном опыте, пусть порой и не слишком успешном. Педагоги ратуют за раннюю профориентацию, хоть она часто ограничивает вариативность теми специализациями, которые есть в той или иной школе. Современные психологи вообще придерживаются версии, что выбор жизненной стези человек объективно может сделать лишь к 22 годам, а в этом возрасте в нашей стране молодые кадры уже получают диплом, то есть профессию в руки.

До недавнего времени лидерство в этом соревновании мнений доставалось родителям. Соцопросы из года в год сообщали одну и ту же статистику: порядка 70 процентов детей выбирали профессию под влиянием пап и мам. В итоге большинство выпускников послушно топало в вузы, даже если сердце к наукам не лежало, а мечталось совсем о другом.

Круг проблем замыкался, когда аналитики в сфере трудоустройства уныло и перманентно констатировали: подавляющее большинство вчерашних студентов работают не по специальности или вообще не могут найти работу. Дальше начинается борьба государства с безработицей, особенно ярко выраженная в проектах по переобучению и осваиванию гражданами новых, востребованных на рынке труда специальностей и навыков. Собственно, именно эту картину мы и наблюдаем сегодня.

Фото: Pexels

Изменится ли она в будущем, покажет время. Однако, судя по результатам недавнего опроса учеников средней школы, проведенного в рамках всероссийского исследования кластера информационных технологий фонда «Сколково», в этом году дети наши устроили прямо-таки «праздник непослушания». Теперь каждый второй школьник при выборе своего профессионального пути намерен опираться на собственные интересы, а ориентироваться на мнение родителей и учителей готовы лишь 17 процентов подростков.

Получите, распишитесь, как говорится. Впору порадоваться, что молодое поколение стало наконец тяготеть к самостоятельности. Но у любой медали две стороны: и вторая, в случае отказа юных учитывать мнения взрослых, как ни крути, демонстрирует острый дефицит авторитетов в молодежной среде.

А они нужны, чтобы профориентация имела хоть какую-то систему координат, помимо желания дитяти в одночасье стать, например, космонавтом или балериной. И нынешнее молодое поколение вполне практично заявляет о потребности положительных примеров успешности известных людей — предпринимателей, политиков, звезд шоу-бизнеса.

Других, увы, вероятно, не знают, хотя и рвутся применить свои силы совсем в иных сферах деятельности: самыми интересными направлениями школьники сегодня называют психологию, финансовую грамотность и, разумеется, программирование. Полностью ли отвечают эти чаяния молодежи спросу на рынке труда — большой вопрос. Но очевидно, что список востребованных специалистов куда шире, чем могут представить себе школьники. Вот только истории успешности людей труда — автослесарей, монтажников, электриков и далее по огромному списку — почему-то по-прежнему остаются «за кадром», уступая в престиже публичности звезд, сбивающей молодых с толку.

Аппетит, как известно, возникает во время еды. Так и интерес проявляется при получении полной и объективной информации. И раз уж дети наши решили самостоятельно выбирать свое будущее, самое время показать им реальную картину вариативности, чтобы и человек труда по праву занял достойное место среди их авторитетов. И сегодня, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию на фоне антироссийских санкций, молодому поколению пора понять, что строить свое будущее стоит, исходя из потребностей страны в его рабочих руках. Ведь стать действительно полезным для Родины куда интересней и престижней, чем пополнить ряды безработных. Секрет настоящего успеха, по большому счету, именно в этом.

amp-next-page separator