Пропишите пилюли родителям

Общество
Можно выдохнуть: страшный период под названием «Единый государственный экзамен» в этом году пройден.

Осталось раскидать документы в приемные комиссии и ждать: повезет — не повезет, преодолел ли планку, приняли — не приняли. Волнения эти не идут ни в какое сравнение со стрессом, который, судя по опросам, испытывают во время итоговых экзаменов 73 процента российских старшеклассников, 22 процента из которых сдают их, глотая успокоительные. Статистика эта, видимо, и стала причиной поступившего от вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова в Рособрнадзор предложения ввести возможность неоднократной пересдачи ЕГЭ в течение года.

По его мнению, такое нововведение поможет школьникам не воспринимать слишком уж остро предстоящий экзамен и получить за него более высокую оценку. Конечно, уровень тревоги учащихся перед итоговыми экзаменами необходимо снижать, если, как отметил депутат, «мы хотим вырастить психологически здоровое, уверенное в себе молодое поколение граждан России».

Хотим. Вот только посыл, что перманентность пересдач пользу молодому организму принесет и уверенности добавит, вызывает сомнения. Как показывают исследования последних лет, порядка 32 процентов школьников тратят на подготовку к ЕГЭ от пяти до десяти часов в неделю, а пятая часть выпускников предпочитает заниматься перед экзаменами от десяти до 20 часов в неделю. Слабо понимаю, зачем так выматываться, учитывая, что экзамен — это форма оценки знаний, полученных за несколько лет учебы. Впихнуть их в себя за пару дней, как ни старайся, не получится. Но факт есть факт. И при возможности раз за разом переигрывать результаты аттестации, страстное желание их еще и еще улучшить грозит добить любой растущий организм.

Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Дед мой, профессор психиатрии, любил повторять: «Не за то отец сына бил, что в карты играл, а за то, что отыгрывался». Так, может, не стоит превращать экзамены в азартные игры? Причем, давайте уж честно, в качестве игроманов выступать здесь будут прежде всего родители и учителя, и без того нередко оголтелые в мотивации детей к ударной по психике учебе.

Вот и депутат утверждает, что половина нынешних школьников уверены, что от результатов ЕГЭ зависит вся их дальнейшая жизнь, что и приводит к негативному восприятию процесса, психозам, неврозам и даже суициду. А кто, простите, эту откровенную глупость детям в голову вбил? «Не поступишь в вуз, загремишь в армию», — талдычат мальчикам. Девочкам тоже достается: и про то, что нельзя сидеть у мужа на шее, и что «женщинам пробиться сложнее, так что надо стараться, вгрызаться и быть во всем лучшей». Вот и дергается глаз у пацана, пытающегося решить, казалось бы, несложное уравнение. А особо трепетная девчонка, шепчущая со слезами «не прошла», возьмет да и встанет на подоконник, решив, что жизнь кончена. А она в этот момент только начинается! Да, порой не с блестящих побед, а с неудач, которые закаляют характер, и с разочарований, помогающих делать выбор в том числе. Жизнь вообще штука непростая, подбросит иной раз такое, что не переиграешь.

К этому, кстати, тоже смолоду нужно быть готовым. Чтобы не спасовать, а суметь выстоять. Так что чем терзать выпускников постоянной подготовкой к экзаменам, испытывающим в большей степени их не на знания, а на прочность, пропишите успокоительные родителям. И учителям заодно, нередко загоняющих учеников донельзя в стремлении продемонстрировать наилучшие результаты ЕГЭ и возглавить рейтинг среди школ-конкурентов. Может, тогда и дети без неврозов экзамены начнут блестяще сдавать с первого раза.

amp-next-page separator