Британский военнослужащий обучает группу Военнослужащих сил Украины (ВСУ) управлению самоходными гаубицами AS90 в тренировочном лагере в Великобритании / Фото: Kin Cheung / AP / ТАСС

Старинный враг: почему Великобритания на протяжении всей истории противостоит России

Политика

Перед вторжением в Курскую область участвующие в нем подразделения ВСУ проходили подготовку в Британии. Об этом сообщает британская газета The Times. Как рассказал журналистам один из украинских военных, они, в частности, отрабатывали атаки на высотные здания. Бойцы ВСУ тренировались вместе со своими британскими коллегами. Почему именно Великобритания, которая так далеко от России, постоянно пытается нас уязвить, в чем причина ее ненависти, выясняла «Вечерняя Москва».

«Англичанка гадит». Этому выражению несколько сот лет. По одной из версий, автор — Александр Суворов. Благодаря интригам Великобритании его армию направили в крайне рискованный поход в Швейцарию, где он должен был сгинуть, оказавшись в ловушке. Но — повезло: вырвался через Чертов мост. По второй версии, «англичанка гадит» — это про королеву Викторию, правившую страной с 1837 по 1901 годы и очень любившую интриговать.

— Именно интриги — суть британской политики на протяжении без малого тысячи лет, — пояснил кандидат исторических наук преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — У этого явления есть глубокие исторические корни. Британская монархия в течение XII, XIII и XIV веков жила фактически в состоянии гражданской войны. При этом, что интересно, монархи сохраняли власть довольно долго. Почему? Потому что они с младых ногтей учились «держать нос поверху». Здесь кого-то подкупить, там убить опасного конкурента, в третьем случае натравить одного конкурента на другого. Позднее Уинстон Черчилль сказал: «Дипломатия — это схватка бульдогов под ковром». В этом суть британской политики. Великобритания никогда не была страной многолюдной. Она часто проигрывала в прямых военных столкновениях, например с Францией и Испанией. Поэтому всегда делала ставку на подковерные интриги. Чтобы малыми силами — потому что больших физически нет — добиться своего.

Гадили со времен Ивана Грозного

Как рассказал Виктор Трефилов, Британия всегда пыталась взять под контроль Россию — как транзитный путь из Китая и Индии в Европу.

— Дело в том, что торговля китайскими и индийскими товарами велась через арабских купцов, которые на ней хорошо зарабатывали, — пояснил Трефилов. — Английскому, как сейчас говорят, бизнесу, был нужен свой путь. А он лежал через Россию — самый удобный транзитный коридор.

Еще в 1553 году, при Иване Грозном, на Руси появился британский купец Ричард Ченслор — доверенное лицо английского двора. В те же годы в Москве возник выпускник Кембриджа, лекарь, астролог, маг и одновременно шпион Элизеус Бомелиус. Он в течение долгих лет работал личным лекарем Ивана Грозного.

— Его называли «лютый волхв», потому что именно при нем Грозный вдруг стал страдать приступами то депрессии, то бешенства, — рассказывает Виктор Трефилов. — Много позднее, уже в наше время, выяснилось, что в останках Грозного содержится огромное, в 2,6 тысячи раз больше естественного, количество ртути. По одной из версий, этот выпускник Кембриджа царя просто ртутью травил. Возможно, таким образом он хотел царя уморить. Дело в том, что Иван Грозный, как известно, вел очень активную политику: усмирял Польшу, Литву, Крым, расширял на восток пределы тогда еще Московского царства. Возможно, Британия уже тогда воспринимала Русь как будущего геополитического соперника.

Еще один исторический факт. В 1648 году в Москве случился Соляной бунт. Формальный повод — повышение пошлин на соль. На самом же деле, как сейчас установлено, его инспирировали сотрудники Московской торговой компании, учрежденной Ричардом Ченслором.

— По сути, это был антигосударственный мятеж, который инициировал лорд Оливер Кромвель — предводитель Английской буржуазной революции, — пояснил Виктор Трефилов. — После этого бунта, кстати, царь Алексей Михайлович Московскую торговую компанию, организованную английскими купцами, из России выгнал — как шпионскую.

Позднее противостояние Британии и России только усилилось. В XVIII веке Россия на Дальнем Востоке установила границу и торговые отношения с Китаем. Можно стало возить грузы напрямую. Плюс император Павел I начал готовить вместе с французами «индийский поход». В итоге английский посол Чарльз Уитворт встал во главе заговора, в результате которого в марте 1801 года императора Павла убили. А уже 17 июня 1801 года была подписана русско-английская конвенция, возродившая близкие отношения между Россией и Англией. Следующий император Александр I отказался от союза с Наполеоном.

— По сути, Великобритания сделала все, чтобы стравить Россию и наполеоновскую Францию. Это в ее духе, — пояснил Виктор Трефилов.

Крым, Кавказ и Порт-Артур

К середине XIX века Россия присоединила Среднюю Азию и оказалась на северной границе Индии. После этого стал возможен беспрепятственный сухопутный транзит из Европы в Индию и обратно. Такая конкуренция была не в пользу англичан, ведь доставка груза по морю часто обходилась дороже: часть кораблей гибла в штормах, часть захватывали пираты. И Британия решила сделать все, чтобы «русский транзит» стал ненадежным.

— С 1830 года корабли Великобритании поставляли оружие в Константинополь, откуда оно шло в Крымское ханство и на Кавказ. Английские шпионы вовсю работали на Кавказе, пытаясь поднимать восстания горцев — особенно чеченцев и дагестанцев — против русских, — рассказывает Виктор Трефилов. — Смысл был прост: колонизировать Кавказ и заставить его воевать с Россией, ослабляя ее. Точно по той же причине англичане науськивали на Россию Турцию. В каждой русско-турецкой войне XIX века на кораблях Османской империи турецкого капитана сопровождал английский военный советник. По сути, эти советники и командовали морскими операциями.

Как пояснил эксперт, с тех пор мало что изменилось. Британские инструкторы действуют на черноморских военно-морских базах ВСУ. Готовят украинских диверсантов-подводников, операторов управления морскими дронами для специальных операций ВСУ.

— Англичане, как известно, участвовали в Крымской войне 1853–1856 годов против России. На рубеже XIX–XX веков они вооружали Японию, поставляя ей новые корабли. Они обучали японских моряков и военных, — рассказывает Виктор Трефилов. — По сути, Великобритания со времен Ивана Грозного куда чаще была нашим врагом, чем союзником.

Они создают управляемый хаос

Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что Британия уже довольно давно считает Россию главным врагом.

— В ХIХ веке Россия присоединила Среднюю Азию и стала напрямую граничить с Британской империей в Афганистане. Плюс у нас появились военные базы в Корее. Англичане очень-очень забеспокоились. Ведь это не они пришли к нашим границам, а мы к ним, — пояснил эксперт. — И тогда они сначала начали вооружать против России Японию, а потом устроили нам революцию 1905 года. Зачем? Чтобы ослабить нас и мы не имели возможности отнять у них Индию. Да, мы не собирались это делать. Но каждый ведь судит по себе. Англичане прибирали к рукам все, до чего могли дотянуться, и нас, разумеется, подозревали в том же.

Как пояснил эксперт, Великобритания — страна уникальная.

— С точки зрения территории, численности населения и промышленного потенциала это практически пустое место. Да, когда-то Британия была мастерской мира, но уже очень давно перестала такой быть, — пояснил эксперт. — Зато Британия — мировой финансовый центр. Там очень много денег — ведь они несколько веков грабили колонии. Британская армия — это ни о чем. Британский флот уже тоже ни о чем. Но жить, причем в безопасности, как-то надо. Именно поэтому британцы уже много десятилетий продвигают концепцию управляемого хаоса. Логика простая: сами мы сильными стать не можем — не хватит человеческого ресурса. Зато мы можем ослабить всех остальных! Именно поэтому британцы — главные интриганы мира. Пусть все воюют со всеми, пусть становятся слабее, а мы на их фоне будем не только сильны, потому что мы впрямую не воюем, но и увеличим свое влияние. Они и американцев — своих главных союзников — пытаются этому научить. Выходит, правда, плохо: слишком уж янки задиристые. Да, они пытаются интриговать, но часто срываются и начинают, если не получается, использовать прямое военное вмешательство.

Виктор Трефилов согласен: англичане, как ни странно, заинтересованы в слабой Европе.

— Британцы всю историю в основном с Европой и воевали. То с Францией, то с Испанией, то с Германией. Чем ближе сосед, тем он опаснее, — пояснил эксперт. — И англичане не брезговали ничем. Вспомним историю Фрэнсиса Дрейка. По сути, он был пират, морской разбойник. Но поскольку нападал он на испанские суда, а Британия пыталась вытеснить Испанию из Северной и Латинской Америки, то британские власти его никак не притесняли. Больше того: в 1581 году королева Англии Елизавета I возвела Дрейка в рыцарское достоинство. Хотя сейчас бы, например, его деятельность назвали бы международным терроризмом. Позднее у американцев появилось выражение «наш сукин сын». Так вот — придумали его британцы.

Как пояснил Виктор Трефилов, в свое время Черчилль уговаривал Сталина напасть на Германию, чтобы та снизила свое военное давление на его страну. Потом, когда война началась, пусть и по инициативе Гитлера, Черчилль активно помогал СССР, потому что Союз воевал и в его интересах тоже.

— С Украиной фактически то же самое. Казалось бы: где Великобритания и где Украина, — рассуждает политолог Григорий Савельев. — Но ведь именно Борис Джонсон, тогдашний британский премьер, прилетел весной 2022 года в Киев и убедил киевские власти не соглашаться на мир с Россией, а воевать до победы. Наобещал с три короба. И что теперь? Джонсон давно не у власти. Украина два с половиной года воюет, она потеряла сотни тысяч убитыми, миллионы — беженцами, которые никогда не вернутся, потеряла промышленность, экономику, будущее. Ну и что? Какое Британии до этого дело? Ее задача — ослабить Россию, новый центр силы на планете. А попутно ослабить Европу. Прежде всего самую на тот момент сильную страну — Германию. И вот Германия лишилась дешевого российского газа, из нее уходят промышленные производства, страна ослаблена. А что в результате потеряла Британия? Ничего! Ее положение в Европе лишь укрепилось, потому что другие стали слабее.

Померились империями

По мнению Григория Савельева, противостояние России и Великобритании — не только военное, экономическое и политическое. Оно, по сути, экзистенциальное.

— В ХIХ веке, когда противоречия между нашими странами вылились во вражду, в мире, по сути, были две глобальные империи — Российская и Британская. Были еще Испанская и Французская, но по силе и потенциалу они уже начинали проигрывать, — пояснил Григорий Савельев. — Великобритания воплощала собой тип западной колониальной империи. Суть ее в том, что куда-то приходят белые люди и порабощают всех остальных. Ресурсы, например, той же Индии беспощадно эксплуатировались. Британия ее буквально ограбила. Местное население за людей не считали. Негров Африки вообще продавали в качестве рабов. Была и Российская империя, основанная на совсем иных принципах. Она не порабощала инородцев, не торговала ими. Она признавала людей разных народов гражданами России. Гражданином был и татарин, и поляк, и финн, и осетин, и чеченец. Не существовало людей первого и второго сорта — как в Британской империи. Да, в свое время Казань была завоевана. Но, обратите внимание, ее элиты тут же стали российскими элитами. Дворяне Куракины, Голицыны, Булгаковы, Юсуповы и многие другие имеют татарские корни. А если ты часть элиты, причем в огромном и сильном государстве, то зачем тебе это государство разрушать? Нет, ты сделаешь все, чтобы оно сохранилось, — это твой личный интерес!

Как пояснил эксперт, британцы пришли к этому пониманию лишь в ХХI веке, когда мэром Лондона стал пакистанец Садик Хан, а британским премьером — индус Риши Сунак. Но было уже поздно: империя 70 лет как рухнула.

— В англо-саксонской ментальности очень важно понятие «вызов». Если что-то случается, то это воспринимается как вызов, на который нужно ответить, — пояснил Григорий Савельев. — Это понятие перешло даже в бизнес, который в англо-саксонском понимании тоже война: конкуренция, слияние, поглощение, выдавливание с рынка. В российской ментальности понятия «вызов» нет. Мы не воспринимаем проблему как вызов, на который нужно, собравшись с силами, ответить. Мы просто начинаем что-то неспешно делать, чтобы решить ситуацию в свою пользу. Тут мы ближе к Китаю. Он ведь не живет в парадигме «вызов и ответ». Он планирует на века и просто идет в намеченном направлении, не суетится, не форсирует события, не пытается добиться всего и сразу. И в результате, как ни странно, по промышленному, по технологическому и даже по военному потенциалу уже обходит Европу. Китай, кстати, тоже всегда мыслит себя как империя — Поднебесная. И он, обратите внимание, никого не завоевывает. Наоборот: это его то и дело завоевывали. Только уже в следующем поколении завоеватели, например монголы, почему-то становятся китайцами.

Эксперты уверены: Британия всегда будет интриговать против России. Интриги и война чужими руками — удел хитрых. А хитрость — ум слабых. Историческое соревнование Британия с треском проиграла: посмотрите на карту, сравните численность населения и размер экономики. Так что «англичанке» остается только «гадить».

КСТАТИ

Доцент кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, кандидат исторических наук Олег Яхшиян не считает Великобританию экзистенциальным врагом России.

— Ведь именно британцы любят повторять, что нет вечных врагов и вечных друзей, зато есть вечные государственные интересы, — пояснил Олег Юрьевич. — Как только интересы Великобритании начинают противоречить российским, они пытаются нас ослабить. Плюс в последнее время сильно разошлись наши ценности. Они — буржуа и либералы-индивидуалисты. Мы — консерваторы, государственники и коллективисты. Но как только у нас появятся общие интересы — как, например, во время Первой и Второй мировых войн — мы тут же забудем о всех различиях и сблизимся.

В ТЕМУ

Заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев убежден:

— Британия была, есть и будет нашим вечным врагом. Во всяком случае до тех пор, пока их наглый и противно-сырой остров не уйдет в пучину морскую от волны, созданной новейшей системой российского оружия. Let it be, как пели «Битлз»…

По мнению политика, «конфликт устаревшей формы (вырождающаяся британская монархия) и глумливого содержания (посмотрите на лица их недавних премьеров — Бориски Джонсона, Терезки Мэй и этого, как бишь его, Сунака, имени не помню) создает весьма причудливых тварей. Вера британских дегенератов в свою исключительность великолепна». Дмитрий Анатольевич, конечно, любит «жечь глаголом», но, похоже, он прав: Британия все чаще выглядит пародией на саму себя.

amp-next-page separator