Актриса Алла Юганова: Искусство должно нести людям позитив
Алла Юганова сыграла в премьере «Последний поезд» театра «Ленком Марка Захарова». Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с актрисой.
Спектаклем «Последний поезд» по пьесе Виньи Дельмара «Дорогу завтрашнему дню» открылся театральный сезон в «Ленкоме Марка Захарова». Актриса Алла Юганова рассказала о новой работе.
— Алла, поделитесь своими впечатлениями.
— Они замечательные. Спектакль поставил режиссер Антон Яковлев — сын прославленного артиста Юрия Яковлева.
Когда начались репетиции, у многих актеров появились сомнения — сможет ли наш коллектив создать достойную версию. Ведь спектакль — про пожилую пару, а играют актеры достаточно молодые: Виктор Раков, Олеся Железняк, Анна Якунина. Но все они настолько здорово справились с задачей, что зрители выходят после увиденного потрясенные.
— Насколько постановка актуальна сегодня?
— Более чем. Она о родителях и детях. А эта тема вечная. И мне очень нравится моя роль, стала одной из любимых. Я играю невестку. Между ней и моей героиней происходит недопонимание. Свекровь вмешивается в ее жизнь, а та просто пытается защитить свою семью. Выбор у моего сценического супруга тяжелый. Ситуация неоднозначная. И вроде бы все правы, и каждого можно понять...
В то же время режиссер предложил любопытное решение: у каждого артиста есть свой монолог на сцене — не от лица персонажа, а от себя. И мы говорим о том, как каждый из нас относится к теме «Отцы и дети». Для зрителя это дорого, потому что рождается здесь и сейчас. Такая подача немножко напоминает модный сейчас жанр стендап.
— Публика в «Ленкоме» всегда разная. А зритель «Последнего поезда» — кто он?
— В зале мы увидели и взрослых людей, и молодежь. Кого-то привлекло то, что это премьера, кого-то манит прославленный «Ленком», кто-то идет смотреть игру того или иного конкретного артиста. Зал все время... дышит вместе с нами, и происходит приятный обмен энергией.
— После отъезда Чулпан Хаматовой вас пригласили играть ее роль в спектакле «Иванов» в Театр Наций. Насколько комфортно ощущаете себя в ней?
— Роль для меня очень знаковая. Этим летом из-за онкологии ушла из жизни моя мама. В «Иванове» я играю Сару, жену главного героя, которую исполняет Евгений Миронов. В постановке затронута тема этой болезни. Я словно заново все переживаю...
А работать вместе с Мироновым — счастье. Каждая репетиция или игра на сцене — как урок актерского мастерства. Я чувствую себя в этой роли очень комфортно, играю по-своему, не пытаясь кому-то подражать. И публика хорошо приняла меня.
— В «Ленкоме Марка Захарова» новый главный режиссер, им стал Алексей Франдетти. Как вы восприняли его назначение?
— Хорошо. Во-первых, я видела постановку Франдетти «Стиляги» в Театре Наций и, естественно, много о нем наслышана. Было приятно, что Алексей Борисович познакомился лично с каждым артистом труппы. Пообщался не только с ведущими мастерами, но и с молодыми. Это важно. Когда я с ним общалась, он слушал меня очень внимательно, задавал вопросы...
— Первой постановкой Алексея Франдетти в «Ленкоме» станет спектакль, посвященный 130-летиюВладимираМаяковского. Это будет хип-хоп эпопея. Вы сторонница такой оригинальной идеи?
— Я представляю, что это будет что-то интересное для молодых актеров театра и для какой-то части молодых зрителей. Но думаю, что стилистику театра «Ленком Марка Захарова» стоит сохранить в любом случае. Работа еще не началась, посмотрим, что получится.
Сейчас, кстати, начинаются прослушивания. Алексей Борисович ждет от каждого из нас музыкальный номер. Хочется поскорее почитать пьесу. Было бы интересно принять в ней участие. Я не считаю, что у меня очень сильный вокал, хотя исполняю многие вокальные партии в различных спектаклях. Но какие требования у нашего главного режиссера, мы пока не знаем, волнуемся.
— Думаю, вам это следует делать в меньшей степени. Ведь вы уже давно поете в группе «Девушкин сон». Как она, кстати, поживает?
— Неплохо. Изначально нас позиционировали как готическую группу, но годы идут, меняются взгляды на жизнь, и музыка стала другой, и слова песен. Мы никогда не исполняли каверы, только авторские песни. Сегодня композиции стараемся... осветлить. Нет желания веселиться, просто хочется позитивных эмоций.
— От чего вы еще их получаете?
— От преподавания в Высшем театральном училище имени Щепкина. Мне было крайне приятно получить приглашение заниматься этим в вузе, где я сама обучалась. Стараюсь уделять как можно больше времени студентам. Иногда даже отказываюсь от съемок.
Это так здорово — направлять и помогать. Я прекрасно помню, сколько у меня возникало сомнений и вопросов, когда сама была студенткой. И мне кажется, что я могу говорить на понятном для ребят языке.
— А в каких телепремьерах мы увидим вас в ближайшее время?
— На телеканале «Россия» должны выйти два фильма, в которых я снималась в главных ролях. В «Нарисуй меня счастливой» играю маляра. Научилась красить. С помощью кисточек и валиков познавала тонкости профессии, чтобы сыграть правдоподобно. Да и в жизни может пригодиться.
А в «Старой развалине», где мне досталась роль юриста, моей героине приходилось выслушивать драматические истории людей. Особенно часто к ней приходили семейные пары, которым, например, надо было что-то поделить или которые собирались разводиться, а потом вдруг мирились.
Режиссер картины Станислав Назиров — человек с большим чувством юмора. Уверена, фильм будет поднимать настроение зрителям.
Для меня всегда очень важно, чтобы картина хорошо заканчивалась, и я часто прошу режиссеров, если есть возможность, повернуть сюжет. Считаю, что искусство должно нести людям позитив. Если сейчас, в достаточно сложной жизненной ситуации, лить на зрителей с телеэкранов негатив, это неправильно.
— Если же не удается добиться, чтобы в картине был хеппи-энд, что тогда? Отказываетесь от роли?
— Случается по-разному. Я снималась в достаточно тяжелой картине «Сторож» Юрия Быкова. Для меня это был интереснейший опыт. Удалось убедить режиссера в том, что все герои должны остаться живы. Мы это сняли. Но когда Быков посмотрел отснятый материал, он сказал, что все же так быть не должно. Ему, конечно, виднее. В итоге финал пришлось переснимать.
— Вы востребованы и в театре, и в кино. Что вам сегодня ближе?
— Театр, потому что есть возможность глубже копнуть, сделать роль более качественно. Что же касается сериалов, мне кажется, что их создатели обязаны строже спрашивать с себя за качество продукции, которой они «кормят» народ. Ведь большинство людей доверчивы, они часто ассоциируют героев с актерами, иногда стараются нам подражать.
Поклонники нередко пишут в социальных сетях о том, что они в чем-то хотят быть на меня похожими: допустим, стремятся так же одеваться или пытаются подражать какому-то образу, который я создала на экране. Поэтому я считаю, что очень важно еще до создания фильма размышлять над тем, какой заряд несет картина, какие эмоции она вызовет у зрителей. Вот почему мне всегда хочется, чтобы у любой истории был хороший финал.
Если же фильм или сериал рассматривается его авторами всего лишь как очередной коммерческий продукт, это неправильно.
— Алла, а есть ли у вас качества, с которыми пытаетесь бороться?
— Лень. Хотя артисту она должна быть чужда, мы обязаны всегда находиться в тонусе. Я это отлично понимаю, поэтому мне приходится перебарывать себя постоянно. Частенько возникает желание просто полежать с книжкой в руках.
— А если говорить о работе, случается так, что играете «на преодоление»?
— Это происходит тогда, когда ты некомфортно чувствуешь себя на съемочной площадке с кем-то из партнеров. Но такова часть нашей профессии, и нужно стараться находить подход к человеку, с ним подружиться, чтобы выдать качественный продукт, за который не будет стыдно. Поэтому просто необходимо обнаружить в коллеге то, за что ты можешь его полюбить. Ведь зритель сразу заметит, если ты что-то делаешь неискренне.
ДОСЬЕ
Алла Юганова родилась 19 января 1982 года в Москве. В 2002 году после окончания Театрального училища имени М. С. Щепкина была принята в труппу театра «Ленком», где служит и сегодня. В фильмографии актрисы работы более чем в 60 проектах, среди которых «Сторож», «Сибирочка», «Адъютанты любви», «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Достоевский».