Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

«Сделаю все, чтобы помочь ребятам»: дрессировщик Аскольд Запашный — о поддержке участников СВО и человеческих ценностях

Общество

Народный артист России художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный посетил столичный пункт отбора на военную службу по контракту на улице Яблочкова. «Вечерняя Москва» пообщалась со знаменитым дрессировщиком.

— Аскольд, поделитесь впечатлениями от посещения пункта отбора контрактников. Какие там настроения?

— Мне трудно говорить о настроениях. Мне кажется, любой, кто отправляется участвовать в боевых действиях, чувствует в первую очередь страх за свою жизнь. Это читается в глазах человека, как бы он ни был мотивирован. И такое несравнимо с тем, как я захожу в клетку к хищнику — а значит, к убийце. Потому что в клетке — риск, а там — испытание судьбы. Но страх — это естественное чувство, необходимое нашему организму, чтобы выживать. Не боится только дурак! На мой взгляд, у ребят, пришедших на пункт отбора, такая искренняя мотивация, такая любовь к Родине, что она перекрывает страх. Мы все верим в то, что наше дело правое. В пункте, который я посетил, все организовано на высшем уровне. Там работают и психологи.

— А какую поддержку, на ваш взгляд, может дать артист желающим отправиться на фронт?

— Если посещение артистами таких центров приносит пользу, если мы тоже как-то мотивируем людей, собирающихся на воинскую службу, — конечно, я буду делать все от себя зависящее. Мы с братом (народный артист РФ Эдгард Запашный. — «ВМ») понимаем, что психологическая помощь, поддержка бойцов имеют большое значение. Посещаем и госпитали, и реабилитационные центры, общаемся с участниками спецоперации.

— Известно, что вы с братом давно помогаете жителям Донбасса. Более того, вы были и одними из первых, кто поддержал там зоопарки.

— Да, когда удар пришелся на Мариупольский зоопарк, мы приняли участие в спасении уцелевших животных. И до сих пор продолжаем сотрудничество. В то же время я понял для себя, что всем не поможешь. Помощь — это ведь ответственность. Важно из хороших побуждений не сделать хуже. Поэтому мы стараемся понять, где и что можем сделать, а где — нет, и тогда привлекаем людей, ресурсы. Многих животных с Донбасса мы привезли сюда, помогли перераспределить их в Московский зоопарк, в Ростовский.

Тигренка из Мариуполя собираемся взять в цирк. Также с братом ездили в Луганск, помогали военнослужащим, которые работают с собаками, приобрести специальное оборудование. Сейчас в Мариуполе начинает работать цирк — в этом тоже участвуем.

Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

— Чем современный цирк привлекает зрителя?

— Цирковое искусство — наиболее демократичное, оно привлекает зрителя вне зависимости от его возраста, предпочтений, взглядов.

Это искусство, которое не ставит перед собой ограничений. Оно, по сути, демонстрирует возможности человеческого тела и возможности работы над собой. И конечно, взаимоотношения человека с животными, с природой, с которой очень важно сохранять контакт.

При этом любое искусство должно быть актуальным — я говорю о веяниях времени, о технологиях. Цирк я люблю потому, что это очень честное искусство.

— Ваше шоу «КороЛЕВство» идет по несколько раз в день, практически ежедневно. Безопасна ли такая нагрузка для животных?

— К сожалению, шоу идет не каждый день — мне бы хотелось, чтобы цирк работал чаще. К примеру, в советское время цирк мог позволить себе функционировать ежедневно, потому что на тот момент в городе не было такого обилия развлечений, как сейчас. Да, животные выдерживают нагрузку. Как профессионалы мы прекрасно понимаем: никто не сможет перешагнуть через свой лимит. Невозможно в принципе заставить животное сделать то, чего оно сделать не в силах. Если вы сходите на спектакль, то увидите, с каким удовольствием они работают, какую самоотдачу демонстрируют. Это невозможно сымитировать.

— Какие ценности вы считаете главными в человеческих отношениях?

— Самая главная семейная ценность — это уважение. Большинство людей, наверное, ответили бы, что любовь важнее всего, но это чувство очень переоценено в нашем обществе. Человек склонен романтизировать все вокруг, создавать сказку. В противовес суровому быту мечтать о чем-то светлом и прекрасном. Безусловно, любовь есть — к своему делу, к близким, к животным, в то же время это чувство, которое никто не может однозначно охарактеризовать. А вот уважение — это то, что является фундаментом любых здоровых отношений.

— Вы с братом придумали трюк, который попал в Книгу рекордов Гиннесса, — «Прыжок верхом на льве» (рекорд был зафиксирован в 2006 году: Аскольд верхом на льве по кличке Майкл совершил почти трехметровый прыжок. — «ВМ»). Как шла подготовка к нему?

— Не совсем так. Этот трюк придумал наш папа, Вальтер Запашный. А мы в какой-то момент поняли, что нужно фиксировать какие-то свои достижения, потому что наш уровень профессионализма поставили под вопрос, и нам приходилось его защищать.

Появилась необходимость создать трюк, который никто не сможет повторить. И тут в памяти всплыл номер, который исполнял наш папа, но не довел его до совершенства. Эдгард предложил мне его попробовать. Оказалось, что там есть целый комплекс сложностей. Например, отношения животного с человеком должны быть доверительными. И любая ошибка могла стоить жизни. Но все получилось! И мы с братом сейчас единственные, кто знает, как выполнять этот трюк, и может повторять это каждый день.

Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

ДОСЬЕ

Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Окончил Российский институт театрального искусства (ГИТИС). Женат, отец двух дочерей. Дрессировщик хищных животных, канатоходец, жонглер, вольтижер, акробат на роликах. С 2012 года — художественный руководитель Большого Московского цирка. Народный артист России.

  • Катался в валенках по льду

Среди увлечений Аскольда Запашного особое место занимает хоккей. Он дружит с Александром Овечкиным и другими известными хоккеистами. Выступал в Ночной лиге с Александром Лукашенко, в команде звезд «КомАр». В детстве у будущего дрессировщика коньков не было, он мечтал о них, выходя в валенках на лед. А через много лет на гастролях Аскольд по приглашению друзей попробовал сыграть в хоккей — и его «затянуло». Амплуа Запашного — основной защитник. Еще ему довелось выступать как фигуристу — в шоу «Ледниковый период», в паре с чемпионкой мира Марией Петровой.

  • Тигр Стивен

Многих своих тигров Аскольд и Эдгард называют по именам звезд, а затем стараются познакомить их с артистами. Актер, кинопродюсер Стивен Сигал, будучи в Москве, не побоялся зайти за кулисы и погладить тигра, названного в его честь.

  • Рекорд и без зверей

Аскольд не единожды попадал в Книгу рекордов Гиннесса не только благодаря трюкам, связанным с дикими зверями. Так, он придумал идею номера, в котором команда артистов из 12 человек жонглирует 36 булавами: четверо циркачей находятся на манеже, один — высоко под куполом, на 24-метровой высоте, а другие подвешены на тросах.

  • Пишет книги

Помимо основной деятельности, Аскольд пишет книги. С братом Эдгардом и Анастасией Такки в 2008 году он выпустил произведение «Интрига», в том же году с братом — «Как мы дрессируем собак». В 2009-м Запашные стали авторами книги «Камелот. Осколки легенд» (фото справа), а спустя два года у них вышла проза для детей «Мои друзья тигры».

  • Послушал маму

К профессии режиссера цирка Аскольд пришел благодаря матери Татьяне Запашной. Артист имеет аналитический склад ума с самых ранних лет. Ребенком он разбирал игрушки, чтобы понять их внутреннее устройство. Начав работать с животными, стал изучать психологию. Затем ему захотелось не только анализировать чтолибо, но и творить. Запашный увлекся кино, стал снимать постановки. И однажды мама сказала ему, что видит в нем талант к режиссуре. Тогда Аскольд обучился этой профессии, а затем и стал преподавать ее в ГИТИСе.

amp-next-page separator