Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

«Наша сила в здравом смысле»: Аскольд Запашный — о поддержке Донбасса, русской культуре и правде

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Наша сила в здравом смысле»: Аскольд Запашный — о поддержке Донбасса, русской культуре и правде
Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В Большом Московском цирке возобновился показ спектакля «Страшная сила» и провели ряд благотворительных показов в поддержку коллег из цирков Донбасса. Режиссер спектакля, художественный руководитель цирка Аскольд Запашный рассказал «Вечерке» о силе культуры, вреде западной пропаганды и благотворительных показах в поддержку цирков Донбасса.

— Аскольд, спектакль «Страшная сила» создан девять лет назад. Почему решили возобновить показы?

— Там фантастический сюжет, но мораль этого спектакля, я считаю, актуальна в наши дни. Это история цивилизации, которая владеет технологиями, имеющими страшную силу. И за ней гонятся разные люди, в том числе те, кто хочет использовать ее в плохих целях. У нашей истории счастливый конец. Но вопрос в спектакле ставится ребром: готовы ли мы, люди, обладать такой силой? Главный герой отвечает: нет. Люди способны уничтожать друг друга из-за своего эгоизма.

— Вы проводите, в том числе, благотворительные показы в поддержку цирков Донбасса. Какая там обстановка? Планируете ли выступить с гастролями?

— Обстрелов цирков на Донбассе не было, но ситуация там тяжелая. Мы стараемся поддерживать коллег. Передавали им манежное оборудование, технику, финансы. Перед началом спецоперации собирались туда с гастролями, пока поездку перенесли. Но мы готовы рискнуть, чтобы поддержать людей: и мирных жителей, и наших военных. Простая истина в том, что культура становится эмоциональным щитом. С ее помощью мы можем обратить внимание на нужные вещи, расставить акценты. Она влияет на решения многих людей, которые могут как направить развитие цивилизации в нужное русло, так и наоборот — разрушить ее.

Культурное воспитание нации — ключевой элемент любых побед. Как бы здорово страна ни производила продукты, технику, любые материальные блага — без культуры она бы проиграла. Там, где ее нет, все скатывается до инстинктов.

— Ваш брат Эдгард Запашный в 2018 году говорил, что цирк — интернациональное искусство, и половину зала на представлениях занимают туристы. А как обстоят дела теперь?

— Иностранцы по-прежнему приезжают, по большей части из азиатских стран, но их стало значительно меньше. А ведь цирк обычно играет роль в привлечении туристического потока. Когда зритель приезжает в Россию из другой страны, он хочет познакомиться с ней. Он должен понимать, что кроме Красной площади и Мавзолея есть Большой театр, есть Большой Московский цирк, которые как раз показывают нашу культуру. Искусство цирка в этом плане универсально — в нем все понятно без слов. Это позволяет транслировать идеи людям разных национальностей, взглядов, религий. Сейчас, конечно, ситуация осложнилась.

«Наша сила в здравом смысле»: Аскольд Запашный — о поддержке Донбасса, русской культуре и правде Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

— Теперь во многих странах царит русофобия. Какие-то планы, поездки, вероятно, пришлось отменить. Как решаете для себя вопрос о том, нужно ли сейчас международное сотрудничество, обмен опытом с коллегами, зарубежный зритель?

— Культурный обмен, безусловно, нужен. Вопрос: как сейчас его организовать? Но историю пишут победители. Для начала нам надо победить, а это, без сомнения, произойдет, потому что правда на нашей стороне.

Правильно говорят: мы — русские, с нами Бог! Знаете, правду могут трактовать самым разным образом. Но когда победа будет за нами, можно будет говорить о том, что мы можем диктовать свои условия и ценности. А они у нас благие. Русских людей отличает то, что мы хотим расти, прогрессировать, но не уходим в сторону абсурда.

— А у другой, так скажем, стороны — наоборот, пропаганда абсурда?

— Да. Приведу пример: никто не преследует людей нетрадиционной ориентации, чтобы их уничтожить. Но главная тема на повестке всего мира — нарушение их прав. Мне кажется, за этим скрывается огромный, тупой план по созданию управляемого хаоса, выявлению мощной прослойки тех, кто не способен мыслить сам, думает, что они — особый класс. На Западе гладят по голове людей, которые не могут самоидентифицироваться — определить свой пол. Раньше, если бы я сказал, что я Наполеон, меня бы положили в психиатрическую больницу. А сейчас со мной бы согласились. Но это противоречит здравому смыслу.

— Вы недавно говорили о том, что сила Запада переоценена. А если говорить о России, лично для вас в чем наша сила?

— В здравом смысле! И в умении ценить то, что было сделано до нас. Как только, вместе с этим, мы научимся строить будущее, мы будем величайшей нацией и страной. В хорошем смысле, а не так, как любят американцы — бить себя в грудь и кричать: «Мы — лучшая нация!» Они не строили пирамид, не выигрывали мировых войн. В чем их исключительность? Знаете, в чем их ошибка? За плечами у них ничего нет, вот они и говорят: «Давайте придумаем что-то новое! 80 гендеров новых!» А сила нашего государства — в богатой истории. Мы многое прошли, настрадались. И это нужно понимать, помнить. А на Западе эту нашу память называют победобесием. Естественно, они хотят ее уничтожить, для них она опасна.

— А чем российский цирк отличается от западного?

— Мы бережно храним традиции цирка с животными. Запад пытается это стереть, искоренить, не понимая, насколько опасны и абсурдны эти попытки исказить действительность. Цирк, как любое нормальное искусство, должен, помимо фантазии, показывать весь спектр окружающего мира.

И из этого спектра не исключить живую природу. Как только человек отделится от нее, он себя уничтожит. Общение с животными ничем не заменить. Да, где-то бывают случаи жестокого обращения с ними, но это исключение из правил. Мерзавцы есть в любой профессии. Я убежден: нельзя полноценно работать с животными, если ты их не любишь.

— Есть ли в вашем цирке сейчас новички среди хвостатых «актеров»?

— На днях, в ходе открытой репетиции впервые вышли на цирковой манеж наши малыши-тигрята. Их зовут Стивен, Рианна и Рой. И, надо сказать, они умиляют абсолютно всех — и наш коллектив, и наших любимых зрителей.

«Наша сила в здравом смысле»: Аскольд Запашный — о поддержке Донбасса, русской культуре и правде Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

ДОСЬЕ

Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Он является представителем цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Народный артист России. С 2012 года Аскольд занимает должность художественного руководителя Большого московского цирка. Дрессировщик хищных животных, жонглер, канатоходец.

  • Семейная традиция

Аскольд — представитель цирковой династии. Бренд «Братья Запашные» создали Вальтер (отец Аскольда и Эдгарда Запашных) и его братья Мстислав и Игорь. Основным направлением они сделали дрессуру львов и тигров. Аскольд же не только работает с дикими животными, но и занимается вольтижировкой (вид конного спорта. — «МВ») и акробатикой на роликах, ходит по канату и жонглирует на сегвеях.

  • Про уехавших звезд

Дрессировщик рассказывал, что для него странно, когда артисты уезжают, а потом кричат о любви к Родине. В таком поведении он видит противоречие между словами и поступками. Аскольд же отказался от использования соцсети, запрещенной в РФ.

  • Счастливы вместе

Жена Аскольда Элен — не из цирковой династии. В родном Израиле она отслужила в армии. Живя в Минске, получила медицинское образование. Сейчас пара воспитывает двух дочерей: Еву и Эльзу. Весной 2010 года девочки впервые вышли на манеж Большого московского цирка.

  • Профессор

Аскольд окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским языком и разговорным китайским. С сентября 2018 года — профессор кафедры «Режиссура цирка» в ГИТИСе.

  • Рекордсмен

Вместе с братом Эдгардом Запашным Аскольд придумал несколько невероятно сложных и красочных трюков, которые вписаны в Книгу рекордов Гиннесса. В 2006 году Аскольда включили в нее за исполнение трехметрового прыжка с одного колеса двухметровой высоты на другое. При этом он был верхом на льве по кличке Майкл. В 2018 году братья установили еще рекорд в номинации «Самая высокая перекидка»: 12 человек жонглировали 36 булавами на высоте 24 метра.

  • Сохраним цирк с животными

Аскольд не раз говорил в интервью о том, что тигры в цирке доживают до 16–18 лет — до глубокой старости. Животных любят, за ними ухаживают, хорошо кормят, лечат, если нужно. Дрессировщик отмечает, что на воле тигры живут гораздо меньше.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.