На стройке все средства хороши
Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерняя Москва» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.
Синонимом к московскому метро могло бы запросто стать слово «прогресс». Во-первых, это технологии. Во-вторых, когда метро строилось, для людей это было чем-то футуристическим, почти невозможным. Но строители раз за разом доказывали обратное. Это мы узнали из номера «Вечерки» от 31 мая 1934 года.
Газета «ВМ», как и многие другие издания, тщательно следила за ходом работ на строительных площадках метро. Не было и тени сомнения, что подземка — это будущее, и важно ухватить каждую частичку момента ее возведения. Фиксировалось все: кто и что сказал, когда и где открыли, какую и куда заложили плитку...
Так, в номере от 31 мая 1934 года сообщалась, что тоннель под Сапожковской площадью должен быть готов к 10 июля. Метрострой торопили городские власти: «Сапожковская площадь — место оживленного трамвайного и автомобильного движения — должна быть в кратчайший срок освобождена от работ метростроя».
Заведующим участком работ был назначен инженер Зареский. Ранее он уже успел проявить себя деятельным и энергичным начальником участка на шахте № 44–46. С собой на новое строительство Зареский взял лучшие бригады опалубщиков, бетонщиков и арматурщиков.
Рядом с текстом в «Вечерке» опубликовали иллюстрацию фотокорреспондента Леонида Великжанина. На ней был изображен один из здравпунктов на строительстве метрополитена. Они стали поводом для многих споров. Было мнение, что рабочий должен больше терпеть и превозмогать, а с серьезными травмами справится и городская скорая помощь. Однако если что-то случилось в тоннеле под землей, как поднять пострадавшего наверх? И долго ли ждать, пока скорая приедет? Поэтому открытие здравпунктов прямо на месте работ было логичным и правильным решением.
Еще один материал рассказывал о любопытном изобретении, которое могло быть использовано при прокладке новых линий метро — автоматическом нивелире. Конструкция была простой и остроумной. К велосипеду был прикреплен прибор, считывавший обороты колеса и отмечавший наклон маршрута с помощью маятника с прикрепленным к нему карандашом. Устройство фиксировало до 20–25 километров маршрута за рабочий день. В то время как раньше, пешком, удавалось наносить только несколько километров местности.
В материале было отмечено, что собранные таким образом данные будет гораздо проще обрабатывать. Пока новая техника проходила испытания, строительство метро стимулировало техническое творчество рабочих и инженеров.
ЦИФРА
284 метра составляет длина платформы станции «Воробьевы горы» — самой длинной в метро столицы.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Название Сапожковской площади произошло от храма Николая Чудотворца, который был сооружен в 1470 году, но не сохранился. Его реликвией являлась икона святого, изображенного в характерных сапожках.
КСТАТИ
«Библиотека имени Ленина» сохраняет название без изменений, несмотря на то что сама библиотека еще в 1992 году убрала имя вождя мирового пролетариата и сменила название на «Российская государственная библиотека».