В основе — полузапрещенный советский роман: на экраны выходит новый фильм Бориса Хлебникова «Снегирь»
В четверг, 8 июня, на экраны выходит новый фильм Бориса Хлебникова «Снегирь». Подробнее о кинопремьере — в материале «Вечерней Москвы».
Лет тридцать назад это кино назвали бы «производственной драмой». Потому что она вся о работе. О труде. Правда, не на фабрике или заводе, а на рыболовецком траулере. Согласитесь, тема не то что редкая, а вообще практически невозможная на сегодняшнем российском экране. А сейчас это кино точно отнесут к «фильму-катастрофе». На первый взгляд так... Но только на первый.
Интересно, что возник проект на реальном опыте писателя Георгия Владимова, который в 1962 году свою творческую командировку на север, к рыбакам, «переоформил» в реальное плавание на рыболовном судне в качестве матроса. После нескольких месяцев плавания он сел писать роман о рыбаках под названием «Три минуты молчания» и закончил его через семь лет. Но в полном виде напечатать не смог. С большими цензурными сокращениями роман появился в трех номерах «Нового мира» в 1969 году.
И тут же автора обвинили во всех смертных грехах. А прежде всего — в очернении рыбацкой профессии, образа труженика моря и советского рыболовного флота в целом. Кстати, именно публикация романа окончательно решила судьбу и Александра Твардовского на посту главного редактора «Нового мира». Его «ушли».
Именно этот полузапрещенный советский роман взяли за основу сценаристы Наталия Мещанинова и Борис Хлебников. Но только за основу. Потому как перенесли время действия в наши дни (смартфоны, колонки, джинсы) и назначили новых героев. Племя младое, юное представляют бодрые студенты мореходки юнги Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников). Племя хорошо пожившее еще при советской власти — команда экипажа, сборище морских волков, которых в море гонит и желание заработать, и врожденный авантюризм.
Но в целом корабль «Снегирь» (какое говорящее название!) — вне времени, которое там застыло, как море в штиле. Волну гонят лишь эти два модных перца, которые пошли в море «по приколу». Особенно Никита, который не ест морковки и хочет отдыхать в Таиланде. Ребята ошиблись дверью в красивый мир и настоящая волна, штормовая, поставит все на свои места. И между ними — электрический заряда взаимного непониманипя и неприятия. Ох, не зря, вступая на борт, Никита говорит «Смерть моя!».
Сначала мир матерых мужиков, идущих в море за длинным рублем, кое-как принимает чужаков, но потом исторгает из себя, как чужеродное тело. Только боцман Геннадий (Александр Робак), становится для них чем-то вроде опекуна. А вот вредный Юрец (Тимофей Трибунцев) в открытую измывается над интеллигентным Никитой, который раздражает всех своей неприспособленностью к матросскому труду, долгим принятием душа, а также неуместной морской болезнью. Словом, битва поколений в действии.
Как известно, Хлебников умеет работать с артистами. И здесь подобрал яркий актерский ансамбль. В картине, помимо Робака и Трибунцева, сочно лепят характеры Евгений Сытый (дед), Сергей Наседкин (кок). Весь экипаж — сбор архетипов, причем общающихся без мата, что уже чудо. Ведь морские волки им не ругаются, а разговаривают. Но ведь речь идет, по большому счету, о «педагогической поэме» — воспитании молодежи. Пусть и в экстремальных условиях.
И зрители 14 плюс потянутся на такое кино, предположили продюсеры (компания «Глобус-фильм»). Тем более что чуткая камера Алишера Хамидходжаева просто творит чудеса. Особенно это видно в сцене шторма, виртуозно снятом оператором. Напомним, что этим фильмом открылся в апреле ММКФ. Многие критики тогда увидели в нем некий символизм, намек на корабль–Россию, которую треплет шторм и которая все никак не уйдет на дно. Причем ухитряется спасти еще и чужих, что выглядит весьма символично. Не зря же проект снят при поддержке не только Минкульта, но и Романа Абрамовича.
Такая вроде большая метафора получилась. Но здесь интересней не большое, а малое. Двойное и тройное дно «Снегиря». Фильм-катастрофа превращается на глазах в психологическую драму, почти реальную трагедию, полную лицемерия и лжи. Причем если погода в фильме постоянно меняется — от штиля к шторму, то герои не меняются даже после страшных событий. Они как плавающие обломки империи, как это ржавое корыто, на котором пытаются заработать на хлеб и водку насущную.
Пьют, кстати, здесь все. Даже капитан за штурвалом. А о Боге даже в минуту смертельной опасности никто не вспоминает... Не до того... Какие там небеса, если люди не видят и не слышат друг друга…
По сути, перед нами документальное кино. Бытовая зарисовка того, в какое служебное существо превратился советский гражданин, которого за шкирку втащили в капитализм. Наглядная иллюстрация, что нынче человек человеку — волк. Пусть и морской.
Готовы вы смотреть в такое зеркало и пенять на … кого?