Капустники и клип Киркорову: как комический квартет «Заячий стон» стал любимчиком публики
Недавно «Ленком» представил необычную премьеру — спектакль «Маршрут построен». Постановку о счастье и путях его поиска создал известный в театральных кругах комический квартет «Заячий стон». Молодые артисты, которые познакомились на сцене, подготовили несколько капустников, выпустили свои постановки в Союзе театральных деятелей России, приобрели популярность в сети, сняли клип Филиппу Киркорову, наконец покорили и сцену родного театра.
«Заячий стон» — четверо молодых артистов «Ленкома». Такое странное название ребята придумали, по их собственному признанию, «чтобы заставить как можно больше людей произнести вслух это бессмысленное словосочетание». Артисты познакомились, играя эпизодические роли в спектакле Марка Захарова «Вальпургиева ночь». Тогда они поняли, что им интересно вместе, и с тех пор творческий союз ярко заявил о себе. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась с Максимом Амельченко (М.), Кириллом Петровым (К.), Алексеем Поляковым (А.) и Виталием Боровиком (В.), чтобы узнать о пути коллектива, который начинался с коротких смешных видеороликов и привел к созданию философского спектакля, поставленного с тонким юмором на сцене «Ленкома», как принимали идеи молодых ребят директор Марк Варшавер и главный режиссер Алексей Франдетти, и о том, что же такое счастье для каждого из них.
— Будучи артистами «Ленкома Марка Захарова», вы ставили самостоятельные постановки и стали известны как отдельный квартет. Как «Ленком» реагировал на то, что появился такой «театр в театре»?
— А.: Нас всегда все поддерживали, помогали со светом, с костюмами и даже разрешали приходить в театр ночью, чтобы репетировать или снимать наши видеоролики.
— К.: Так случилось и со спектаклем «Маршрут построен». Главным режиссером «Ленкома» стал Алексей Франдетти, с которым мы раньше уже пересекались, работали вместе. Буквально через три дня после назначения на должность он предложил нам попробовать поставить что-то свое в «Ленкоме». Как мы могли отказаться? Это же была наша мечта!
— А.: Марк Борисович Варшавер тоже нас поддержал — как только он посмотрел 15-минутный отрывок будущего спектакля, сразу утвердил идею, сказав, что играть его будем на Большой сцене. С точки зрения театра Варшавер и Франдетти, конечно, пошли на аферу и «поставили все на зеро». Наш режиссер и директор сейчас — идеальный тандем для «Ленкома», потому что они умеют рисковать, а в театральном деле для этого должна быть большая смелость.
— М.: Еще здорово, что они дали нам карт-бланш на постановку — мы могли написать абсолютно все, что хотели, все сделать.
— А какую цель вы ставите перед собой, когда шутите на ту или иную тему?
— А.: Одна из задач «Заячьего стона» — это переключение внимания зрителя на что-то хорошее. В жизни всегда есть негатив и трудности, но существует и то, что нас вдохновляет, дает силы жить и любить. Понятно, что в мире есть вещи, которые нас «грузят», но есть и смех, радость и счастье.
— Еще я подумала, что есть временные обстоятельства, а есть константы, вот как вы сказали — счастье и любовь.
— В.: В нашем жизненном пространстве сейчас есть очень много факторов, которые отвлекают нас от чего-то важного. Мы думаем об одном, другом, пятом, десятом, но не о себе и близких, не о вечных вещах, о которых говорили Шекспир и Чехов. Если из зала выйдут один-два человека, которые задумаются о наших рассуждениях про счастье и что-то светлое, то у нас будет шанс построить будущее, где меньше плохого.
— У каждого героя в спектакле есть скетч, где раскрывается та или иная психологическая проблема: неумение делать выбор, раздражение на запреты. Что это — отражение ваших личных проблем или «средняя температура по больнице»?
— В.: Когда мы работаем над пьесой, каждый приносит свою историю. Где-то она личная, где-то подсмотренная, подслушанная. Потом мы все это собираем, миксуем и распределяем роли.
Иногда учитываем даже количество сцен — «Ой, у меня что-то мало получается, давай я еще эту возьму!» У нас один человек может играть историю другого, но в любом случае мы говорим о темах, которые волнуют всех нас.
— В создании спектаклей вам помогают режиссеры или вы вообще все делаете сами?
— К.: Первые спектакли мы выпускали без режиссера и варились в собственном соку — один что-то исправил, потом другой посмотрел и что-то подсказал. В спектакле «Маршрут построен» у нас была уникальная возможность поработать с режиссером, потому что к нам присоединилась Дарья Борисова — она внесла в нашу работу женский взгляд, а также очень помогла с решением разных технических вопросов. Этот спектакль очень сложный — в нем много костюмов, декораций, световых решений, живая музыка и много песен. И именно Дарья координировала все службы «Ленкома».
— На финальной песне в спектакле «Маршрут построен» так и хочется вскочить, чтобы танцевать вместе с вами. Как вы относитесь к непредсказуемым зрительским реакциям?
— В.: В создании спектаклей мы отталкиваемся от идеи, что надо пробовать в нашем «заячьем» театре делать то, что непривычно зрителю. Поэтому мы привносим в наши спектакли различные формы из других сфер — из стендапа, с концертов, из видеоэкспериментов, а потом миксуем все это в один коктейль. Наша задача будет выполнена как раз тогда, когда весь зал встанет и будет скакать вместе с нами. Потому что вроде как в театральном зале так делать нельзя, а на самом деле можно! А весь наш спектакль как раз про это, мы говорим, что, если очень хочется, — можно практически все.
— Все-таки «Ленком» — театр с огромной историей и традициями. Вы их продолжаете?
— В.: Конечно, находясь внутри легендарного театра, мы становимся наследниками «Ленкома». Марк Захаров тоже всегда проповедовал новаторские формы. В 1981 году Марк Анатольевич сделал «Юнону и Авось» — это был разрыв шаблона, потому что он уже тогда строил спектакль близкий к скорости современного нам мышления.
Мастер всегда нам говорил, что время ускоряется, и человеку надо получать информацию все быстрее и быстрее. Вот есть закон, которому нас до сих пор учат в вузах — первые семь минут зритель будет смотреть что угодно, потом начинает формироваться его отношение.
Если раньше это было семь минут — то сейчас уже пять, а может быть, даже четыре. Поэтому мы и пытались следовать традиции молодого театра Захарова и его советам, насколько у нас хватает таланта и возможностей.
— А юмор для вас — это что? Защитная реакция, когда вы смеетесь над серьезным?
— К.: Сейчас зрителя сложно чем-то заинтересовать и привлечь его внимание. Юмор — это как раз хороший способ. Через смех люди открываются и становятся готовыми принимать информацию и важные смыслы. Если говорить с ними абсолютно серьезно, современный зритель, особенно молодое поколение, скажет: «Что вы меня лечите?» Это все превратится в пафосные рассуждения и ничего больше. А если говорить о серьезном с юмором, то все становится очень доступно. Посмеялся — потом подумал.
— В.: Да, как говорил один режиссер — не помню, правда, кто, — чтобы сделать театральный продукт сейчас, нужно донести до зрителя содержание, завернув его в яркую, красивую упаковку, — иначе человек пройдет мимо. Мы живем в мире, где нас окружают информационные пузыри. Чтобы заинтересовать зрителя, нужно разговаривать с ним языком его времени, который он хорошо понимает.
— А как сформировался ваш коллектив?
— К.: В «Ленкоме» молодые артисты первое время работают в массовке. Эта участь нас тоже не обошла. В конце спектакля Марка Захарова «Вальпургиева ночь» мы выходили в финале как четыре убийцы и расправлялись с главным героем. Это происходило в начале десятого, а приходили на репетиции мы к пяти. В какой-то момент нам надоело просто так сидеть все это время, и мы решили сделать что-то прикольное. Так мы станцевали свой первый танец, который выложили в социальные сети.
— А.: А потом захотели набрать миллион просмотров в интернете!
— М.: Но мы не просто станцевали, а начали показывать слова песни буквально. Этот подход и стал нашей фишкой, потому что такого тогда, в 2015 году, еще никто не делал. Потом нам уже писали, что мы придумали TikTоk (соцсеть прекратила работу на территории РФ. — «ВМ») до того, как он появился в России.
— Во всех театрах есть такая система, что молодые артисты работают в массовке. Но многие из них потом так и растворяются, не получив заветных главных ролей. Вы связываете свой успех с удачей или с чем-то другим?
— А.: Удача нам сопутствовала, естественно, как в любом деле. Но дело не только в ней. Эффект дали упорство, труд и, можно сказать, «долбление в стенку» — у нас была цель, и мы к ней шли.
— Делали ставку только на интернет-популярность?
— К.: Параллельно мы начали участвовать в разных внутритеатральных капустниках — то там пошутим, то здесь выступим. Набрали багаж номеров, и нам пришло предложение от Центрального дома актера имени Яблочкиной подготовить творческий вечер. Мы собрали все, что у нас было, и добавили несколько новых номеров. Это тогда еще был даже не спектакль, а набор веселых скетчей. Выступили — и публике понравилось! Потом мы доделали этот спектакль, так и появилась «Комедия о театре», которую мы уже семь лет играем в театральном центре СТД РФ «На Страстном» с аншлагами.
— А.: Потом мы поняли, что нужно работать дальше, и за два месяца до локдауна появился спектакль «Комедия о смысле жизни». Вскоре все закрыли. Мы подумали, что на этом наше творчество закончится — не знали, как будем существовать в новых условиях. Но в ковид начали организовывать стримы (прямой эфир в социальных сетях и на специальных онлайн-платформах. — «ВМ»), снимать видео из дома и набрали еще больше подписчиков. А после того как пандемия закончилась, сняли клип Филиппу Киркорову.
— Как он о вас узнал?
— М.: Когда только вышла песня «Цвет настроения синий», мы сделали «заячью зарисовку» — станцевали под нее. Выложили ролик у себя на странице и отметили там Филиппа. Через несколько дней он репостнул видео с подписью: «Это мои фавориты! Посмотрите, какие классные ребята. Они, скорее всего, и будут лауреатами моей премии». А мы-то вообще не знали, что он премию учредил! В итоге нас пригласили на передачу к Андрею Малахову, и Киркоров подарил нам четыре плазменных телевизора за победу в его конкурсе. Там я предложил ему прийти в «Ленком» и записать совместный видеоролик. Он ответил, что для него это мелковато, и предложил снять клип на его песню «Стеснение пропало».
— Социальные сети сейчас являются очень популярным способом для того, чтобы набрать собственную аудиторию. Но при этом артисты становятся очень близкими публике — можно написать комментарии или сообщения. Вы часто получаете такую обратную связь?
— М.: Да, есть некоторые соцсети, где люди пишут, что нам надо брать лопаты и идти на завод — «где это видано, мол, что такие мужики здоровые просто танцуют». Но мы не обращаем на это внимание, потому что есть и те, кому нравится то, что мы делаем. И мы ориентируемся на их и свое мнение. Всегда существуют те, кто будет хаять то, что ты делаешь. Но мне кажется, люди подобное пишут, потому что у них есть свои внутренние проблемы.
— В.: А когда мы играли первые собственные спектакли, нам было удивительно, что зритель приходит, радуется, получает эмоции. И только тогда мы увидели, что это не домашний спектакль, а настоящая смехотерапия.
— Работать вчетвером вам не сложно? Как-то распределяются творческие задачи?
— К.: Мы придумываем всегда все вместе, и в этом и есть смысл «Заячьего стона» — мы можем что-то создать, только объединившись вчетвером. Когда хотя бы одного из нас недостает — сразу теряем качество.
— Сначала была личная дружба или работа?
— К.: На самом деле, в обычной жизни мы не являемся близкими друзьями. Мы проводим много времени вместе, это правда, но в остальном — просто работаем вместе.
— Серьезно?
— А.: До «Вальпургиевой ночи» вообще почти не общались. Нас соединил Марк Захаров.
— Вернемся к спектаклю «Маршрут построен», с которого начинали нашу беседу. Он является размышлением про счастье. А для каждого из вас в чем все-таки заключается счастье?
— К.: Для меня важна та мысль, которая заложена в нашем спектакле: счастье — это про сегодня, потому что никаких завтра и вчера просто не существует.
— М.: А я сейчас подумал вот о чем: за всю историю «Заячьего стона» у нас были три самостоятельно выпущенных спектакля, «Комедия о театре», «Комедия о смысле жизни» и «Титаник», мы сняли клип Киркорову — это и было счастье. Мы ходили как сумасшедшие, собрались в парке, ждали выпуска его видео все вместе. После того как прошла премьера «Маршрут построен», тоже были счастливы. Когда «Заячий стон» производит такую глобальную историю — для меня это счастье.
— В.: Я вообще считаю, что поводов для счастья на земле очень много, просто создавать позитивную эмоцию сложнее, чем негативную. Человек почему-то так устроен, что ему проще устроить скандал, поссориться, а важно уметь находить в повседневности поводы для счастья — лето наступило, трава растет. Вот попытка найти в обычном окружающем нас мире радость — это и есть счастье.
— А.: Ну, а я так скажу: для меня счастье — это всегда процесс, а не результат. Вот мы даем сейчас это интервью — это тоже счастье. А когда оно выйдет — у меня будет уже другой этап жизни. Например, выпустили «Маршрут построен» — я счастлив, но тут же ищу себе новую цель. А в этом самом промежутке любого процесса я и должен быть счастлив.
В ТЕМУ
Спектакли квартета «Заячий стон» СТД «На Страстном»
- «Комедия о театре» — постановка состоит из скетчей, в которых актеры приземляют театральные жанры и смеются над клише.
- «Комедия о смысле жизни» — постановка, объединившая в себе жанры стендап-мюзикла и музыкальной комедии. Это спектакль-диалог, где четверо актеров решили поговорить со зрителем о смысле жизни.
- «Титаник» — сатирическая комедия со ставшей фирменной легкостью и иронией квартета в стиле кабаре. Это коктейль из песен, юмора и монологов про жизненные айсберги, которые могут нас потопить. Театр «Ленком Марка Захарова»
- «Маршрут построен» — герои отправляются в непростое путешествие в поисках счастья.
ДОСЬЕ
- Кирилл Петров родился 12 июня 1985 года в Костроме. По окончании Школы-студии МХАТ в 2006 году был принят в труппу театра «Ленком».
- Максим Амельченко родился 11 августа 1986 года в Москве. В 2008 году завершил обучение в ГИТИСе. В труппе «Ленкома» с 2008 года.
- Алексей Поляков родился 7 августа 1988 года в Минске, жил во Владивостоке. В 2009-м окончил ВТУ имени Щепкина. В театре «Ленком» с 2011 года.
- Виталий Боровик родился 7 июня 1983 года. После окончания ГИТИСа в 2004 году был зачислен в труппу «Ленкома».
Артисты участвуют в спектаклях «Бег», «Поминальная молитва», «Ложь во спасение», «Королевские игры», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Юнона и Авось» и «Аквитанская львица».