Крем за миллион рублей: на маркетплейсах появилась новая схема мошенничества
На просторах одного из известных маркетплейсов (торговых площадок в сети) появился новый вид мошенничества с заказами. «Вечерняя Москва» выясняла подробности.
Многие покупатели оказывались в странной и тупиковой ситуации. В их личных кабинетах появлялись огромные заказы с одними и теми же товарами. Например, 25 ваз и 360 увлажняющих кремов. Конечно, такого количества вещей никто из них не заказывал. К тому же товары должны были поступить на пункт выдачи в другом регионе, в котором пострадавшие никогда не жили. В службе поддержки им объясняли, что отменить заказ до приезда в пункт выдачи невозможно. А за каждый возвращенный товар нужно заплатить 100 рублей. В общей сложности набегала приличная сумма — 50 или даже 100 тысяч рублей. Жертвы такого вида мошенничества ни разу не получали СМС о попытке входа в аккаунт: кто и как получил доступ к их личному кабинету, пока остается загадкой.
— Увы, но современные мошенники способны на многое — доступ к личному кабинету пользователя можно получить с помощью специальных программ, — рассказал «ВМ» аналитик Даниил Кашин. — Мотивы пока совсем непонятны — ведь деньги за возвращенный товар получит маркетплейс, а не частные лица. Есть предположения, что некоторые поставщики нелегально покупают базы данных клиентов маркетплейса, а затем заказывают с их аккаунта товар у конкурента большими партиями. Пока этого товара нет в наличии и он находится в пути долгое время из-за отдаленности пункта выдачи заказов, они в разы увеличивают продажи собственной продукции.
Позиция самого маркетплейса пока непонятна. Судя по реакции компании, они будут разбираться в этих инцидентах, но возвращать деньги за возврат товара жертвам аферистов пока никто не торопится. Пользователи задумываются о том, чтобы удалить свои карты из личных кабинетов, чтобы компания не смогла списать с них средства. Однако маркетплейс имеет полное право взимать плату за возврат товара даже с удаленных карточек.
Очевидно, что на все 100 процентов от подобного вида мошенничества защититься невозможно. В данном случае от действий покупателя, по сути, мало что зависит.
— Однако пользователям маркетплейсов можно дать несколько простых советов, — уверен Даниил Кашин. — Надо придумать сложный пароль для аккаунта. Он должен содержать различные цифры, символы. Паролем ни в коем случае не должна быть дата вашего рождения. Также не входите в свой аккаунт с разных устройств. И не привязывайте много банковских карт — особенно тех, на которых лежат большие суммы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Цапликов, экономист:
— Вопрос безопасности пользователей на маркетплейсах стоит особенно остро. Считаю, что со стороны государства надо как можно жестче регулировать деятельность таких платформ, чтобы защитить финансы населения.
ФАКТ
Ранее россиянка через суд вернула средства, которые списали за возврат товара. Ее маленькая дочь каким-то образом заказала на маркетплейсе несколько десятков товаров.