Фото: Youtube / Надежда Стрелец

Врет как блогер: почему интернет-гуру зарабатывают миллиарды, но не платят с них налоги

Общество

Мосгорсуд отказался выпускать из-под домашнего ареста блогера Елену Блиновскую, обвиняемую в уклонении от уплаты 918 миллионов рублей налогов и отмывании доходов. Также сейчас под следствием блогеры Валерия (Лерчек) и Артем Чекалины. Их обвиняют в неуплате налогов на сумму 311 миллионов рублей. По мнению экспертов, государство сейчас наконец-то пытается разобраться: чему блогеры учат свою аудиторию и как уходят от налогообложения.

У Елены Блиновской — черный год. В конце апреля 41-летнюю блогершу задержали на границе с Белоруссией: дама ехала на арендованной машине в Минск. Дело обычное, но буквально за несколько часов до этого эпизода СК России возбудил уголовное дело: даму заподозрили в неуплате налогов. По всей видимости, эту информацию ей кто-то слил, и барышня решила улететь из Минска в далекую прекрасную страну. Не успела.

ИП на родственников

По версии следствия, интернет-гуру скрывала от государства большую часть своих доходов. Она проводила деньги через два десятка подконтрольных ей фирм и ИП, оформленных на родню. В итоге, по данным следствия, не доплатила с 2019 по 2021 год 918 миллионов рублей налогов. Дама не показала налоговикам доход примерно в шесть миллиардов рублей.

— Для топовых блогеров это нормальная сумма, — пояснил финансовый аналитик Артем Извольский. — Давайте считать. У той же Блиновской — свыше пяти миллионов подписчиков, то есть людей, следящих за ее постами. Обычный ее «марафон» стоит как минимум пять-семь тысяч. Для вип-клиентов — до 300 тысяч. Нетрудно подсчитать, что каждый марафон, даже если в нем всего пара тысяч участников, приносил не менее 10 миллионов рублей. А ведь у той же Блиновской были марафоны со 150 тысячами участников! Причем подобные «мероприятия» можно вести параллельно, по нескольку в месяц. В итоге ежемесячный доход только с марафонов — десятки миллионов рублей. Плюс доходы от рекламы.

«Разводка» чистой воды

Самая популярная тема марафонов — похудение. Суть проста: проводится цикл онлайн-тренировок под руководством тренера. Этот цикл и называется марафоном, потому что пропускать тренировки нельзя: участники как бы бегут вместе дистанцию, с которой не свернуть. На финише они должны добиться цели — сбросить вес. Ну, или, скажем, увеличить мышечную массу. Чтобы оценить результат, участники должны сфотографироваться до и после марафона. А еще взвеситься, измерить обхват бедер, груди и талии. В ходе марафонов участники соревнуются не только с собой, но и друг с другом — кто сбросил больше. В некоторых марафонах победитель даже получает приз. Блиновская, например, разыгрывала автомобили.

Марафоны обычно длятся от двух до восьми недель. Тренировки, как правило, очень интенсивные, а дополнительно тренер дает советы по питанию, чтобы быстрее сбросить вес.

— Это «разводка» чистой воды, примерно как таблетки для похудения, — улыбается член Международной ассоциации спортивных наук, персональный фитнес-тренер Руслан Халилов. — Возьмем двигательную составляющую. Женщины, как правило, хотят уменьшить объем талии и бедер. А еще — «чтоб попа была как орех». Онлайн-тренер им говорит: отлично, приседайте. Это и правда очень эффективное упражнение. Но не всем можно приседать! У многих женщин, особенно с лишним весом, есть проблемы с суставами. Приседание буквально «добивает» их колени! После интенсивного фитнес-марафона можно вообще попасть в больницу. Лично я, например, всегда спрашиваю клиента, в каком состоянии его коленные суставы. В отдельных случаях прошу принести рентгеновский снимок. Если вижу, что есть проблемы, рекомендую делать не приседания, а выпады, чтобы колени поберечь. Больше того: учу их правильно делать. Но при онлайн-марафоне индивидуальный подход, как правило, исключается: участников слишком много.

То же самое, пояснил эксперт, касается и питания. Да, вы можете выбрать низкокалорийное меню, но его вариантов не так много. Плюс в него могут входить продукты и блюда, которые вы не любите. Или вам нельзя их употреблять по медицинским показаниям. А подбирать меню непосредственно под вас никто не станет.

— Всю информацию, которую вам дают фитнес-гуру, несложно найти в интернете. Причем и по тренировкам, и по питанию. Единственный реальный эффект, который дают марафоны, — это внешний пинок — когда вы попадаете пусть и в виртуальную, но компанию людей с едиными целями. И эти люди стимулируют вас заниматься, — пояснил Руслан Халилов. — Человек ведь животное социальное, он, как правило, не хочет выпадать из коллектива. Тем более — коллектива единомышленников. Проблема в том, что, как только несколько недель марафона заканчиваются, его участник теряет этот внешний стимул. Его больше никто не пинает — давай занимайся, худей. И в течение следующих нескольких недель он возвращается в исходную форму. И это еще не самый плохой вариант. Куда хуже, если, выполняя упражнения без личного присутствия тренера, вы травмируетесь. Или диета, подобранная без учета состояния вашего организма, приведет к обострению заболеваний ЖКТ. Учтите: ни деньги, ни здоровье вам никто не вернет. Как и в случае с таблетками для похудения.

Найду смысл жизни. Недорого

На официальном сайте Блиновской можно найти массу марафонов: «Расширение финансового сознания», «Предназначение», «Отношения», «Свидание с телом», «Про дружбу». Можно, кстати, и лично с Еленой пообщаться — всего за миллион рублей. Для тех, у кого лишнего миллиона пока нет, есть дешевый, «базовый тариф»: участник марафона просто получает голосовые сообщения с объяснениями и домашними заданиями от Елены.

Впрочем, Блиновская — лишь верхушка айсберга. В сети работают коучи по красоте, богатству, психологии, здоровью, сексу. Абсолютное большинство не имеет специального образования и не обладает, понятно, какими-то уникальными знаниями. Как итог — масса негативных отзывов и даже сообществ «обманутых марафонщиков». Одни потратили деньги впустую и не узнали на курсах ничего нового, другие и вовсе пострадали: нанесли вред здоровью с помощью «авторских» диет или тренировок.

— Я не знаю, советуются ли блогеры-миллионники с маркетологами или сами такие умные, но тактики продаж у них, как правило, очень грамотные, — рассказывает Артем Извольский.

— Маркетинг, как правило, агрессивный: купи сейчас. Есть гибкая система скидок — в том числе для постоянных участников. Уход от налогов ведется несколькими способами. Ну, например, оплачивать марафоны предлагается с помощью карт иностранных банков либо продажи ведутся с ресурсов, зарегистрированных на территории России, но — на третьих лиц. Самый простой вариант — дробление бизнеса: когда оформляется ИП на родственников.

Смысл в том, что, пока доход не достиг 150 миллионов рублей, налоговая ставка — 6 процентов. Потом — уже 30 процентов. Если учесть, что блогеры-миллионники зарабатывают по 150 миллионов много раз за год, то «ипэшек» им нужно много. Поэтому их оформляют на всю родню, даже дальнюю. Но для налоговой службы отследить дробление бизнеса очень просто.

Налоговый консультант, член Ассоциации налогоплательщиков России Ирина Холкина пояснила:

— Еще в августе 2017 года Федеральная налоговая служба разослала во все отделения служебное письмо, где перечислены аж 17 признаков дробления бизнеса. Налоговикам, например, предлагается оценить, совпадают ли участники, директора и конечные выгодоприобретатели в компаниях, занимающихся сходной деятельностью. Бывает, что в разных компаниях одной группы почему-то один и тот же персонал, оборудование, бюджет, вывески, адреса, контакты, сайты, помещения, склады. А еще — одни и те же поставщики и покупатели. Одни и те же лица почему-то взаимодействуют с госорганами и другими юрлицами. Причем годовой оборот каждой компании почему-то не превышает те самые 150 миллионов рублей — ну такое вот совпадение. Даже только прочитав это письмо, любой налоговик может легко вычислить дробление бизнеса.

Как рассказала эксперт, в ФНС России сейчас действует особый, «блогерский» отдел, сотрудники которого проверяют всех блогеров, зарабатывающих свыше 50 миллионов рублей в год.

— Елена Блиновская — один из самых ярких персонажей. Но вряд ли она будет последним блогером, против кого возбудили дело по неуплате налогов, — считает Ирина Холкина.

Вера в кремлевскую таблетку

На чем основаны популярность блогеров и, как следствие, их сверхдоходы? Ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Игорь Кузнецов рассуждает:

— Дело, наверное, в инфантилизме огромного числа людей в современном российском обществе. Люди хотят некую «кремлевскую таблетку»: съел и решил все проблемы со здоровьем.

Потребность в услугах блогеров — следствие многолетнего, на протяжении нескольких поколений, формирования «грамотного потребителя», которого учат буквально всему. Вот раньше мы как-то знакомились с девушками — методом проб и ошибок. А сейчас — пожалуйста: вот тебе курсы пикапа. В семье то ссорились, то мирились, а теперь нужно идти к семейному психологу и прорабатывать свои проблемы. Ерунда, конечно, взрослые люди способны сами во всем разобраться и все решить, ведь до нас люди тысячелетиями как-то разбирались. Но нет. Сейчас выстроена целая экономика услуг, и принято полностью слагать с себя ответственность за происходящее, переводя реализацию своих потребностей на аутсорсинг (от англ. outsourcing — «использование внешнего источника, ресурса»). Проблема в том, что этот аутсорсинг — липовый. Всевозможные гуру оказывают услугу, но не решают проблему — потому что это должен сделать сам человек. Еще одна проблема, как пояснил Игорь Михайлович, в том, что «гуру» решают проблемы выдуманные.

— Простой пример — целлюлит. В медицине этот термин означает воспаление подкожно-жировой клетчатки. И, разумеется, требует лечения. Но то, что мы привыкли называть целлюлитом, как правило, вторичный женский половой признак. На здоровье организма он не влияет вообще никак и встречается в том или ином виде более чем у 80 процентов женщин. Но пластические хирурги нам объяснили: целлюлит нужно лечить! И девочки в ужасе рассматривают «морщинки» на своих ягодицах лет с 15. Все: аудитория для фитнес-блогеров и врачей уже сформирована.

То же самое, как пояснил эксперт, касается полноты.

— Да, есть болезнь — ожирение. А есть телосложение: кто-то просто к полноте склонен. Но современный человек, к сожалению, в массе своей полностью зависим от общества. И отнюдь не юридически, а психологически. Он тотально управляем общественным мнением, потому что у него нет своего, независимого от большинства, — пояснил Игорь Кузнецов. — Поэтому он то худеет, то надевает определенную одежду, то делает модную прическу, то покупает курсы модных блогеров.

Современный человек, по мнению социолога, существо крайне несамостоятельное.

— Это пришло из «развитых» стран. В Германии, например, запрещено самостоятельно ремонтировать электроприборы, включая розетки. В Израиле ты не имеешь права сам чинить автомобиль, даже если умеешь это делать. С одной стороны, это идеология: человека сознательно делают зависимым. С другой стороны, экономика: если все сами будут чинить электрику, то на что будет жить электрик? Россия сейчас, к сожалению, идет по этому же пути. Кругом — куча услуг, часто совсем ненужных.

У тебя плохое настроение? У, друг, это депрессия. Иди к психологу, он поможет! Ты не можешь выйти замуж? Купи билет на шоу другого психолога — он тебе все объяснит. Не факт, что поможет. Даже, скорее всего, не поможет. Но объяснит — точно. Тренинги, курсы личностного роста, марафоны блогеров — как раз об этом. Современный человек — тотально несамостоятелен. Сравните любого «успешного» москвича и деревенского мужика. Кто из них более независим? Кто способен обойтись без ежедневных помощников? Деревенский мужик: он сам способен все сделать. А «успешный» москвич мечется между фитнес-тренером, диетологом, автомехаником, психологом, массажистом, стилистом, парикмахером и много кем еще. Он как заблудившийся ребенок. И один из тех, кто помогает ему найти дорогу, один из «маяков», — такие вот гуру из интернета.

Начали прижимать

Еще в феврале этого года Госдума поручила Рособрнадзору определить порядок лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития, чтобы оградить граждан от аферистов. Состоялось расширенное совещание на тему «Проблемы дополнительного профессионального образования в цифровом формате», на котором депутаты и чиновники решили создать рабочую группу для борьбы с мошенниками. А еще — обсудили создание системы мониторинга налоговой дисциплины блогеров.

— Логика тут понятна. Государство должно хотя бы понимать, кто ведет в интернете образовательную деятельность и чему именно учат, — рассуждает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Во-вторых, наверное, имеет смысл блогеров лицензировать. Если у них есть какая-то авторская методика обучения, пусть ее перед Рособрнадзором защитят, подтвердив научность. В-третьих, конечно, все эти коучи должны платить налоги.

Иначе получается ситуация: блогер учит миллионы людей, как разбогатеть, но богатеет только сам, да еще и незаконно. По сути, это мошенничество.

КСТАТИ

В гараже у блогера Валерии Чекалиной (Лерчек) следователи обнаружили автомобиль Lamborghini Urus, стоимость которого — 20–25 миллионов рублей. А еще Mercedes-Benz G-class(Gelendwagen) — он стоит чуть больше 20 миллионов. Также в доме нашли восемь килограммов чистого золота 999-й пробы. Каждый слиток весит по одному килограмму и стоит почти 4,5 миллиона рублей. Итого — около 36 миллионов рублей.

Также на Лерчек и ее мужа оформлены участок на Новорижском шоссе в поселке «Агаларов Эстейт» и громадный дом размером более 2 тысяч кв. метров. Их общая стоимость — около миллиарда рублей. Есть у них и коттедж в элитном поселке «Ильинка Лейнхаус» за 125 миллионов рублей. А еще — квартира на Серпуховском Валу примерно за 80 миллионов и масса другого имущества.

СПРАВКА

В России прообразами будущих блогеров, как считается, стали участники шоу «За стеклом» и «Дом-2». Именно они создали тренд жизни напоказ. Аудитории так понравилось подглядывать в замочную скважину, что участники шоу, не скрывающие от публики ничего, автоматически стали популярны. А потом свою известность начали монетизировать уже на других платформах.

Алена Водонаева, Ольга Бузова, Виктория Боня, Ксения Бородина стали в том числе и популярными блогерами. Постепенно, с уходом аудитории с телевидения в интернет, телекарьера уже не нужна, и раскручиваться по тому же принципу — «посмотрите на мою жизнь, я ничего не скрываю» можно непосредственно в сети. Блогер Лерчек раскрутилась после родов — «начала рассказывать о подгузниках, о лечении зубов». Потом перешла на тему фитнеса. «Я не пыталась строить из себя другого человека, а просто была собой и подкупала всех своей искренностью», — говорила она.

amp-next-page separator