Как привить ребенку любовь к литературе в зависимости от особенностей его восприятия: советы психолога
9 августа отмечается Всемирный день книголюба. Нужно ли современным детям прививать интерес к литературе, как это сделать в зависимости от особенностей восприятия ребенка, рассказала «Вечерней Москве» педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Марина Архипова.
Типы восприятия
В зависимости от ведущего канала восприятия люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуалы лучше воспринимают информацию посредством зрения, аудиалы — с помощью слуха, а у кинестетиков ведущий канал — осязание, им важны ощущения, прикосновения и все, что связано с мышечной памятью. Иногда родителю достаточно внимательно понаблюдать за ребенком, чтобы понять, к какому типу он относится. А затем можно учитывать особенности восприятия, прививая малышу интерес к чтению.
Визуалы
Дошкольнику-визуалу больше понравятся книги в красивом оформлении, изобилующие красочными иллюстрациями. И даже запоминать историю и сцены из нее он будет во многом благодаря картинкам. Знакомство такого ребенка с литературой можно дополнять просмотром спектаклей и фильмов, снятых по мотивам сказок, повестей, рассказов. Скорее всего, его впечатлят костюмы и декорации. Рассуждая о литературном произведении, он будет чаще вспоминать то, что запомнил «глазами».
В школьные годы зрительное восприятие информации будет играть весомую роль в обучении. Чтобы ребенок лучше воспринимал изучаемый материал, предлагайте ему фиксировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Можно создавать иллюстрации к произведению. Будет полезно рисовать комиксы — так зафиксируется образ не только героев, но и букв, слов и знаков пунктуации.
Аудиалы
Если ваш сын или дочь аудиал, обращайте внимание на то, какие звуки слышны вокруг во время чтения. Если соседи за стеной сверлят и стучат молотком, то лучше отложить книгу. Создайте приятную атмосферу. Можно включить дома еле слышную спокойную музыку или отправиться на природу и читать любимые сказки под пение птиц.
Такому ребенку понравятся аудиоспектакли, где текст читают актеры, есть музыкальное оформление, добавлены звуки и шумы, отражающие события произведения. В школьные годы аудиокниги могут стать для такого ребенка отличными помощниками. Прослушивая информацию, он лучше поймет и запомнит ее.
Также при подготовке домашних заданий предлагайте школьнику читать параграфы вслух, заучивать стихотворения, декламируя их с различным уровнем громкости: очень громко и шепотом. Можно предложить использовать метроном, который поможет услышать ритм стихотворного произведения.
Кинестетики
Для кинестетика во время чтения должно быть физически комфортно: не жарко, не холодно, не душно. Малыш может с удовольствием слушать сказки, находясь в маминых объятиях, а подросток может предпочесть укутаться в пушистый плед или надеть любимую футболку. Больший интерес у такого ребенка вызовут книги с рельефными деталями из разных материалов, с разной фактурой: фетр, липучки, колокольчики, пуговицы. Такие дети больше любят книги, которые приятно держать в руках.
Для школьника старайтесь выбирать канцелярские принадлежности с учетом его ведущего канала восприятия: например, ручки и карандаши с приятной фактурой. При подготовке домашних заданий для лучшего запоминания предлагайте ученику переписывать информацию, можно по несколько раз, поскольку мышечная память для кинестетика играет важную роль. Кинестетик лучше запомнит текст произведения, если будет ходить по комнате или вертеть в руках какой-то предмет.
Зачем прививать детям любовь к литературе
Иногда у родителей возникает вопрос: а нужно ли вообще активно приобщать к чтению современных детей? Вот несколько примеров, показывающих, как увлеченность литературой влияет на развитие ребенка.
Расширение словарного запаса и развитие речи
В стихах и прозе часто встречаются эпитеты, метафоры, аллегории. Знакомясь с литературными произведениями, ребенок узнает много новых слов. Отвечайте на все его «почему?», объясняйте значение непонятных словосочетаний. Обсуждая прочитанную сказку или рассказ, придумывайте синонимы к словам.
Развитие воображения
Читая художественное произведение, ребенок представляет, как выглядят персонажи, предметы, постройки и улицы. Предложите ему нарисовать понравившийся эпизод и запечатлеть на бумаге то, как он увидел в своем воображении прочитанную историю. Также можно вместе с ребенком придумать продолжение сказки.
Расширение кругозора
Литература помогает ребенку узнать много нового о культуре, традициях, истории разных народов. Предлагайте ребенку пересказывать прочитанное близким. Так он будет тренировать память и получать первый опыт публичных выступлений. Человек, который много читает, обычно больше знает и грамотнее выражает мысли, он будет интересным собеседником, чем притянет окружающих.
Развитие эмпатии и навыков общения
Литература помогает ребенку научиться понимать чувства и эмоции других людей и сопереживать им. Путешествуя вместе с героями по страницам книг, юный читатель анализирует и делает выводы о причинах и последствиях тех или иных поступков. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогают ребенку принимать решения и выстраивать отношения с людьми.
Развитие гибких навыков
Чтение художественной литературы помогает и в этом. Речь идет о soft skills — надпрофессиональных навыках, которые в XXI веке приобрели особую значимость. В их числе креативность, критическое мышление, умение конструктивно общаться. Креативность помогает принимать неординарные решения. Критическое мышление — анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, отличать ложную информацию от правдивой. А навыки коммуникации позволяют влиться в коллектив, уметь договариваться и быть частью команды. Все это вместе дает возможность становиться успешнее в любой сфере деятельности.
Если у вас есть вопросы по развитию, воспитанию, социализации ребенка, специалисты Городского психолого-педагогического центра Москвы готовы проконсультировать вас по телефону +7 (800) 250-11-91. Также отправить запрос можно на сайте ГППЦ.