Актриса Елена Борзова: Тембр неповторим, как рисунок ладони
Актриса театра и кино Елена Борзова известна не только своими киноработами, но и тем, что более двадцати лет преподает сценическую речь и ведет уникальный авторский тренинг голоса и речи, который наглядно доказал свою эффективность. Ее методика востребована в разных странах мира.
Недавно Елена Николаевна побывала на фестивале «На семи холмах» в городе Кирове.
В рамках фестиваля она провела очень интересный мастер-класс для кировских артистов, ведущих, дикторов. И поделилась своим впечатлением от города, в котором проходил фестиваль.
— Елена Николаевна, чем ваш трехдневный мастер-класс может быть полезен артистам? Ведь это очень мало времени.
— Мне часто задают вопрос: «Неужели за три дня можно всему научиться?» Нет, невозможно. Я сама долго училась всему и по себе знаю, что у человека есть определенное время на все этапы жизни, например, девять месяцев для того, чтобы родился полноценный ребенок. Что касается тренинга, то моя задача за короткий период дать человеку импульс к понимаю того, что он может делать дальше. Меня иногда просят записать на видео мои мастер-классы, но это нереально, потому что упражнения хоть и простые, но, если их выполнить неправильно, они не работают. То, что есть в печатном варианте, я создала методички, по некоторым разделам можно осваивать, а тренинг голосовой — только в присутствие педагога.
Как расслабить мышцы для освобождения энергии — актерской, человеческой, это гораздо сложнее. Когда я сама поняла, как это делается, у меня был просто праздник души и сердца. Поняла, что любой человек может научиться властвовать над собой. Поэтому считаю, что тренинг годится не просто актерам, он годится всем людям, кто хочет освободить свою энергию. Тренинг помогает человеку достигать своих целей. Я досконально и скрупулезно прошу обратить внимание на причинно-следственную связь человеческого организма с мозгом. Много лет занимаюсь приобретением навыка, чтобы почувствовать мышцами и кровью, что я хочу.
Конечно, мы все живые люди и имеем право на ошибку, но как собраться и скоординироваться в какой-то временной период, объясняю очень подробно.
— А как вам кировские актеры?
— Были актеры из Кукольного театра, из театра на Спасской и из Кировского драмтеатра. Есть одна тенденция, которой грешат многие артисты, скажем 80 процентов, — это не владение определенной группой мышц. Когда нет владения определенной группой мышц, актер не может раскрыть до конца свою органику, и поэтому зажатые голоса. Зажатый голос закрывает энергию, которая рождается в точке желания. И как следствие — потеря цели. Наше желание останавливается, как за бетонным забором, в верхней группе мышц.
— Советские фильмы отличались от современных во многом тем, что у актеров были индивидуальные голоса. Например, Олег Даль, Леонид Куравлев, Алексей Баталов — их невозможно ни с кем спутать. А сейчас большинство актеров словно все на один голос.
— Действительно были. Сейчас смотришь сериал и хочется переключить канал, потому что одни и те же штампы, одни и те же голоса. И тем не менее хороших артистов много, и среди молодых попадаются настоящие, серьезные таланты.
Когда я начинаю тренинг, говорю: «Ваш тембр неповторим! Он, как рисунок ладони, который нельзя изменить. Это отпечаток на всю жизнь. И голос так же индивидуален».
Я много работала с закадровыми текстами и часто занимаюсь озвучиваем закадрового текста иностранных сериалов. Один мой знакомый мне рассказывал: «Сижу на кухне, чищу картошку и вдруг голос Борзовой. Я не могу понять, откуда?» А в тот момент по телевидению с моим участием шел фильм «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, где я озвучивала все женские партии.
— По поводу старой советской школы — на фестивале в этот раз ждали приезда легендарного актера Станислава Любшина. К сожалению, Станислав Андреевич не смог приехать, тем не менее несмотря на возраст он находится в прекрасной творческой форме. Вы впервые дебютировали в кино, режиссером которого был Любшин. Вспоминаете об этом?
— Это была целая эпопея! Любшин меня увидел на «Мосфильме» в Красном буфете, я стояла в очереди, на мне была безумно короткая юбка, сейчас не понимаю, как такое можно было носить. Любшин позвал в свою съемочную группу, и получилось совсем по Шукшину, как в том его рассказе «Позови меня в даль светлую». Так и назывался фильм. Шукшин только умер, он был очень важен для нас, мы читали его книги, играли отрывки по его рассказам.
Любшин как режиссер начал снимать фильм по рассказу Шукшина и пригласил меня сняться в его фильме. Я училась на первом курсе школы-студии МХАТ и наш педагог В. К. Монюков запрещал нам сниматься до третьего курса. У меня была возможность поступить во ВГИК к Лиозновой и Кулиджанову. Я выбрала Монюкова. И если бы меня выгнал из МХАТа, я бы не пережила. Но Любшин меня уговорил, я у него снялась. В итоге мы с ним подружились, он потрясающий актер, удивительный человек и дай бог ему долгих лет жизни.
— Хоть роль у вас в фильме небольшая, но невозможно поверить, что вы вот так отказывались. Фильм получился прекрасный.
— Любшин мне сказал: «Лена, я тебе допишу роль». И предложил интересные сценарные ходы по сюжету, но я так боялась, что меня увидят в этом фильме мои педагоги, что отказалась сниматься больше одного дня и попросила не ставить меня в титрах. В результате сыграла дочку Михаила Ульянова, у меня было всего пару смен.
И когда фильм вышел, я думала: «Ну кто меня там узнает». Такая была наивная. После фильма ко мне сразу начали подходить студенты со старших курсов, пожимать руки и говорить: «Лена, мы тебя видели. Фильм классный!». У меня была внутренняя паника, я подошла к своему педагогу и сказала: «Виктор Карлович, я вас предала». Он спросил: «Что случилось? Я говорю: «Вот, снялась у Любшина. Боюсь, что вы меня выгоните». Я чуть не плакала.
А он посмотрел на меня и сказал: «Лена, ну что ты так переживаешь. У тебя в жизни будет столько настоящих проблем. Волнуйся, скажем, что тебе надо было заработать».
Следующее предложение на съемки — мой педагог не разрешил сниматься. Мне пришлось отказаться от главной роли в фильме «По семейным обстоятельствам». Потом ее прекрасно сыграла Марина Дюжева.
— В картине Станислава Любшина «Позови меня в даль светлую» сюжет очень простой: мужчина не понравился женщине. Казалось бы, старый советский фильм, а сегодня он смотрится очень свежо. В чем парадокс?
— В фильме тонко простроены отношения с главной героиней, которую играет Лидия Федосеева-Шукшина. Ее героиня пытается найти отца для своего сынишки, а Любшин играет этакого неудачника с налетом светскости, а при этом банальный выпивоха и эгоист. Сегодня эти человеческие вещи так же актуальны, такие же есть прилипалы мужики, которым надо переночевать и выпить.
А как Любшин невероятно тонко сыграл этот характер! Актер, конечно, красивый мужчина, а по сюжету он не должен быть красавцем. И чтобы он смотрелся в кадре нелепо, Любшин с собой кое-что сделал. Специально для этой роли, чтобы подчеркнуть характер, он выстригал себе волосы, чтобы получились залысины. Но убрать взгляд интеллигентного человека невозможно. Я помню фильм «Щит и меч», именно этот взгляд сразил меня наповал. Его и Олега Янковского.
— А какое впечатление осталось от работы с Михаилом Ульяновым, который сыграл вашего отца?
— Любшин над Ульяновым подсмеивался. Говорил: «Опять поднаиграл». Но такой актер, как Ульянов, это как шампанское, которое долго взбалтываешь, а потом открываешь пробку. И пробку вышибет!
У Ульянова была внутренняя, органичная энергия, там не было ничего специального. Помните эпизод в фильме, где его персонаж спрашивает: «Кто едет в бричке? Чичиков? «Русь-тройка» — эти сокровенные слова говорит мошенник?»
Лучше Ульянова эту простоту и сосредоточенность никто бы не сыграл.
Но при всей его звездности и популярности он был скромнейший человек. И при этом самоотверженный артист без страха и упрека. Он был готов положить на алтарь творчества всего себя.
— В рамках фестиваля в Кировском драмтеатре показали спектакль «Соперницы». Спектаклю присудили главный приз. А как вы оценили бы игру актрис Елены Яковлевой и Натальи Щукиной?
— Обе актрисы сыграли гениально. Игра Елены Яковлевой и Наташи Щукиной тонкая, изящная, ироничная, мы увидели все грани женственности.
Скандал между актрисами подан интеллигентно и продумано. Они подарили зрительному залу понимание, как человек может относиться к другому человеку даже если это соперничество, нужно научиться радоваться успехам другого человека. Как они мягко друг друга уничтожают и так же мягко поддерживают. Очень интересное взаимодействие, за этим глаз не устанет наблюдать никогда.
Мне трудно понять некоторые современные тенденции, когда по сцене ходят обнаженные актеры, как в бане, считая, что этим углубляют смысл пьесы. Станиславский говорил, что если нет духовных, душевных и моральных устоев, интеллекта и профессионализма, то не надо ходить на сцену. А сегодня во многих театрах профессионализм и духовность заменяются видеорядом, который просто бьет тебя в нос и ни о чем не говорит.
— Вы об этом говорите на разборе спектаклей?
— Безусловно. Недавно я была в жюри в городе Могилеве, там выступал Питерский молодежный театр, где актеры на сцене, извините, мочились до потолка и вымазывали друг друга кровью. На мой взгляд, какая-то непонятная чернуха, типа это площадной театр. Но актеры забыли, что площадной театр играется на площади, а если ты вышел на сцену, то она находится над зрителями, над залом. Здесь работают художественные приемы, а физиологию показывают в документальных материалах.
Когда-то наш мастер В. К. Монюков говорил, что на сцене нельзя мочиться, давить клопов и блевать. Нельзя! А у нас процветает то, что можно шокировать зрителей, раздеть актера и обругать матом.
Когда это видишь, становится не по себе. Это не касается современного — это общечеловеческие без срока давности ценности.
— У вас совершенно индивидуальное мнение, которое интересно услышать, и попасть к вам на мастер-классы большая удача. Есть ли у вас желание приехать на следующий фестиваль в будущем юбилейном году и провести еще раз тренинг?
— Если пригласят, то с удовольствием приеду. Мне невероятно понравился город, но я не успела осмотреть все музеи. Побывала в Художественном музее, который создали братья Васнецовы. Музей потрясающий, там есть картины Нестерова, Кончаловского, Боровиковского. Это настоящий филиал Третьяковки! Замечательно, что в провинции есть такой музей.
Мне нравится, что в городе создан памятник, на котором перечислены все уничтоженные в тридцатых годах храмы. Это очень проникновенный мемориал по утраченным святыням.
Сейчас восстанавливаются разрушенные храмы. Мне очень хотелось бы в следующий раз неспеша походить по всем соборам и монастырям.
А старинные купеческие дома архитектора Чарушина восхищают. Я вижу, какую работу проводят в преддверии 650-летнего юбилея. Надеюсь, что в следующий мой приезд город будет сверкать ярче прежнего.
И, кстати, правильно говорят, что провинция возрождается, потому что отсюда пойдет возрождение России. Совершенно с этим согласна, здесь более чистые нравы и сильные традиции.