Александр Пашутин: Надо все время быть в форме и ждать своего шанса
Сюжет:
Эксклюзивы ВМАлександр Пашутин — легендарный актер, создавший невероятно разнообразную галерею интереснейших образов в кино, поэтому нет ни одного зрителя в нашей стране, который бы не видел его работ. Недавно народный артист РФ стал почетным гостем открытого российского фестиваля патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске, где был награжден призом «За выдающийся вклад в развитие кинематографа».
— Александр Сергеевич, разрешите поздравить вас с этой почетной наградой! Вас так торжественно чествовали на фестивале, но вы были как-то смущены. Или это только показалось?
— Спасибо большое за поздравление! Награды, конечно, приятны, но я отношусь к этому спокойно. Для меня главное — здоровье. Вообще говоря, не люблю быть в центре внимания, хотя лестно, когда говорят такие возвышенные слова. Одного хочется: чтобы все было дозированно. Это не от скромности, а от загруженности. Я слишком «заточен» на работе, у меня мало времени на чествование: съемки, студенты, все крутится-вертится, репетируем новый спектакль, скоро премьера. Но рад, что пригласили в Новороссийск. Рад, что наградили, остался очень доволен общением с новороссийцами.
— Ваши поклонники ждут с нетерпением нового спектакля. Можете немного рассказать о нем?
— Это знаменитая пьеса, она называется «Весельчаки». А наш продюсер придумал другое название — «Осколки шоу-бизнеса». Мы посвящаем эту пьесу нашим друзьям-актерам и немного приоткрываем завесу непростой актерской жизни.
— Бытует мнение, что актеры не могут дружить между собой по-настоящему. Это правда?
— Умные актеры могут, а глупые — нет. Безусловно, у нас, как в спорте, есть некоторый элемент состязательности. Это заложено в нас. Каждый хочет быть лучше, талантливее, интереснее. Но мужская дружба — это понятие, которого никто не отменял. Вот, например, мы знаем про крепкую дружбу Бориса Андреева и Петра Олейникова. Это хороший пример.
— Однажды делала интервью с Зинаидой Кириенко, и она честно сказала, что актрисы не могут дружить искренне. Опровергаете эти слова?
— У женщин, наверное, так и есть, у мужиков — немного по-другому. Женщинам-актрисам есть что делить. А мужчины-актеры — они чаще всего разноплановы. Мы можем не конкурировать.
— Все знают о вашем принципиальном характере, о том, что вы предпочитаете всегда говорить только правду и не лгать. Как вам это удается?
— Я не могу врать не потому, что боюсь того, что поймают на вранье, а потому, что это неприятно. Лучше промолчать, чем говорить в глаза неправду.
— Еще часто говорят, что актеры — неблагодарные люди. Можно привести простой пример. Недавно в Доме кино был юбилейный вечер, посвященный режиссеру Александру Наумовичу Митте. И многих присутствующих поразило, как мало людей пришло поздравить мэтра. А ведь скольким он открыл дорогу в кинематограф...
— Про себя не могу сказать, что я неблагодарный. Всегда помню добро. Сергей Герасимович Микаэлян снял меня в картине «Премия», он в этом плане стал моим крестным отцом. И везде, где можно, я о нем говорю. Мне повезло попасть в такую гениальную компанию: Леонов, Джигарханян, Самойлов, Крючкова, Янковский, Глузский. Разве можно об этом не помнить? Всегда благодарен Юрию Грымову, который снял меня в «Трех сестрах». Вадиму Абдрашитову, у которого снялся в трех картинах и получил большие роли, тоже безмерно благодарен.
К Александру Наумовичу Митте очень хорошо отношусь. Он талантливейший режиссер. Снялся у него в массовке в фильме «Экипаж», а потом так получилось, что он пригласил меня на хорошую большую роль. Не буду называть этот фильм, но он сказал: «Все, Саша, ты будешь у меня сниматься». А потом он мне не позвонил. Я сниматься не стал, а другому режиссеру отказал, сказав, что уже дал согласие Митте. Но звонка так и не дождался. Что называется, просто отмахнулись… И когда в очередной раз мы встретились на юбилее Георгия Жженова, Александр Наумович подошел ко мне пообщаться как ни в чем не бывало. Я сказал: «Александр Наумович, больше мне не звоните. Забудьте мой телефон». В этом плане я принципиальный человек. Не стал лебезить перед ним в надежде на новое предложение. Мне однажды сделали такой комплимент, которого больше я, наверное, в своей жизни не получу. Кинофестиваль «Кинотавр» шел тринадцать дней. И один оператор ко мне подошел и сказал: «Александр Сергеевич, знаете, чем вы отличаетесь от очень многих актеров?». Я думал, он мне скажет, какой я талантливый, темпераментный, какой я спортивный... Спрашиваю: «Интересно, чем?». Он говорит: «У вас независимые глаза». Этот комплимент дорогого стоит. А он за нами, актерами, две недели наблюдал, снимал на камеру дневник фестиваля.
— Наверное, нелегко быть в этом плане независимым, все-таки актер человек подневольный.
— Да, признаюсь, очень тяжело, потому что хочется сниматься. Однажды Фаина Раневская сказала: «Если женщина идет с высоко поднятой головой, у нее есть любовник. Если женщина идет с опущенной головой, у нее есть любовник. Если женщина держит голову прямо, у нее есть любовник. Вообще, если у женщины есть голова на плечах, значит, у нее есть любовник». Поэтому тут важно иметь свою голову на плечах… Простите за каламбур.
— Вы знали Фаину Раневскую лично?
— Да, знал, бывал у нее дома. Мы снимались как-то с Сергеем Юрским, он купил две дыни и одну повез Раневской. Фаина Георгиевна жила прямо в центре, рядом с моим домом, в котором я родился. Мы зашли к ней, она нас радушно встретила. Я вспомнил, как Фаина Георгиевна играла в спектакле «Деревья умирают стоя», и сказал, что мне очень понравилась ее игра. Она была так рада. Она сказала: «Сашенька, приходите, когда я поправлюсь. Я вас чаем напою». Это я к чему рассказываю про Раневскую: она всегда умела быть независимой, может быть, поэтому мало снималась. Не заискивала перед режиссерами.
— Раневская могла позволить себе быть независимой, потому что была гениальной актрисой и зритель в театр шел именно на нее. Другим актерам в этом плане сложнее.
— Извините, но надо понимать, когда идешь в эту профессию, что она непростая. Это как в балете. Балерина не может танцевать, когда ей за сорок. И она об этом прекрасно знает. Актрисам легче. Они могут играть всю жизнь, а если они хорошие актрисы, то могут перейти с возрастом на характерные роли. Марине Нееловой уже семьдесят, а она играет. Так что тут все индивидуально, главное — себя не терять… Можно сохранить и независимость при желании.
— В актерскую профессию идут с надеждой на то, что удастся вытащить счастливый лотерейный билет… Он всем достается?
— Удача должна сопутствовать при этой профессии, без нее никак. Я студентам говорю: «Господь Бог дает всем шансы. Один точно дает. Но как его использовать — это уже другой вопрос». У меня был такой шанс. Начинающим актером я снялся в картине «Премия». Только институт окончил, меня никто не знал. Я «выстрелил», и дальше пошло-поехало. Но к этому надо быть готовым. Надо все время быть в форме и ждать своего шанса. А у нас, к сожалению, часто бывает так: актер снялся в одной хорошей роли, а дальше понеслось — расслабился, пьянки, тусовки и прочее. И все — нет актера. Я стольких могу назвать….
Своим студентам всегда говорю: «Надо любить свою профессию. Постоянно готовиться к новым ролям. И каждую роль надо играть как последнюю». То, что я говорю, — это прописные истины. Но они важны, об этом надо помнить.
— Если вы видите, что парень не тянет на актерскую профессию, то можете ему честно об этом сказать, чтобы он зря не терял времени и не обнадеживался?
— Ой, сколько раз на курсе бывает: кто-то был первым, а потом — провал... А кто-то вроде был слабоват, но вдруг может так выстрелить! Его хороший режиссер увидит и так повернет, так раскроет! Есть же такое выражение — «раскрыть актера». У певцов в этом случае проще: сразу понятно — есть голос или нет. У актеров — сложнее. Здесь много нюансов.
— Если заговорили о голосе, то хочется отметить и сделать вам комплимент: ваш фирменный голос ни с кем не спутаешь.
— У меня однажды был смешной случай. Захожу в Питере в магазин «Восточные сладости», а были девяностые, на полках — шаром покати. Передо мной женщина протирает витрину, на меня не смотрит. Я говорю: «Ну надо же! Магазин «Восточные сладости» — и ни одной сладости. Пустые полки». А она, не поворачиваясь ко мне, отвечает «спиной»: «Ой, узнаю голос любимого артиста. Заходите». Я зашел в подсобку, выпил с сотрудницами чаю, купил торт. Они достали мне его из-под прилавка. А на полках — ничего… Хорошая страна была, но многое было неудобным для жизни, все надо было доставать....
— Как видите, все давно уже изменилось. Сегодня в нашей стране происходят большие изменения. Как вы относитесь к тому, что к нам присоединились новые территории? Вы готовы признать своими людей, живущих на этих территориях?
— Это не новые территории. Мы присоединили обратно свои города, там жили наши люди. Одно скажу: Порошенки-Зеленские приходят и уходят, а украинский народ остается. Будем стараться.