Рабочие лесопильного завода № 1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки / Фото: РИА Новости

Грунт на благое дело

Общество

Грунт, поднятый из котлованов и шахт при строительстве первой очереди Московского метрополитена, пошел на благое дело. О том, как его использовали, «Вечерняя Москва» писала в номере от 13 сентября 1934 года.

К 11 сентября метростроители завершили выемку двух миллионов кубометров грунта — это более 90 процентов всего объема земляных работ первой очереди метро.

— Два миллиона кубометров песка, известняков, карбонной и юрской глины, извлеченные из недр Москвы, сделали большое дело. Они помогли благоустройству столицы, — пишет «ВМ».

Пятую часть всей «добычи» метростроевцев — 400 тысяч «кубов» грунта — использовали для засыпки «Постылого озера». Сейчас на той территории, где находился водоем, располагается жилой комплекс. «Вечерняя Москва» сообщает, что озеро это было очагом «зловония и заразы».

«Географы должны внести поправку в карту Москвы — «Постылое озеро» длиной в один километр и шириной в полкилометра больше не существует. На месте его в ближайшее время начнется постройка новых цехов автозавода имени Сталина (так назывался Завод имени Лихачева (ЗИЛ) с 1931 по 1956 год. — «ВМ»)», — говорится в материале «Вечерней Москвы».

Грунт, поднятый при строительстве метро, нередко использовался для засыпки тех или иных водоемов, не представляющих эстетической и экологической ценности. Так, к примеру, 200 тысяч кубометров пошло на засыпку болотистых участков Хамовнической набережной. Десятки тысяч «кубов» грунта использовали при засыпке Синичкина и Хапиловского прудов, на месте которых появились скверы. Также грунт использовали при планировке территорий заводов, жилых домов, парков и других объектов.

«Каждый день отдел подъездных путей и свалок Метростроя получает десятки заявок от заводов и фабрик, райкомхозов с просьбами о засыпке и планировке их территории породой, вынимаемой из шахт», — говорится в материале «Вечерки».

Уже на строительстве первой очереди метрополитена в Москве применялись щиты. Правда, на первых щитах грунт выбирался рабочими вручную с помощью отбойного молотка. Увозили его на вагонетках через уже построенный тоннель.

На более современных версиях щитов стали использовать конструкцию с «грунтопригрузом». При работе такого щита порода сначала подается в герметичную камеру, из которой земля удаляется с помощью шнекового конвейера.

Кстати, грунт, поднятый при строительстве метро, и сейчас используется для возведения различных объектов Москвы и Подмосковья.

ЦИФРА

155 миллионов рублей стоил первый отклоненный проект метро 1902 года от Замоскворечья до Тверской заставы.

КСТАТИ

Общая протяженность линий столичного метрополитена за последние 12 лет увеличилась в 1,7 раза. С 2011 года с учетом реконструкции Каховской ветки и создания Московского центрального кольца в городе ввели 235,8 километра линий, открыли 114 станций.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

В 1933 году для строительства метро не хватало людей, поэтому, по решению пленума Моссовета, за каждым предприятием Москвы закрепили участок линии метро, куда рабочих отправляли на субботники.

amp-next-page separator