«Педагогическая богема»: в Москве прошла премьера фильма «Холоп-2»
В кинотеатре «Октябрь» прошла светская премьера нового фильма Клима Шипенко — продолжения смешного «Холопа», который собрал более чем приличную кассу. Почему бы не повторить тот успех комедии, подумали продюсеры. И к производству, помимо заявленных Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатра START, MEM Cinema Production, подтянулись тяжеловесы: телеканал «Россия», кинокомпания «Централ Партнершип» и генеральный партнер Сбер. Задумку одобрил свыше Фонд кино и благословил Шипенко на новые подвиги — уже на родной земле, а не в космосе.
Сценарий «Холопа-2» написали Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков, они же и креативные продюсеры. И если у вас после просмотра возникнут вопросы типа «почему несмешно, хотя так глупо?» — то это в первую очередь к ним — веселым фантазерам, конструкторам смеха и слез.
На премьеру, предвкушая триумф, явилась вся команда, с трудом уместившаяся на сцене. Конечно, герои дня — Аглая Тарасова (уже в положении), красавец Милош Бикович, неподражаемый и очень духовный Иван Охлобыстин, душевный Александр Самойленко, светская Мария Миронова, Павел Деревянко и другие звезды.
А само кино получилось... педагогическое, с уклоном в нишу трудного мажорного детства. Логичнее было бы назвать его «Холопкой» — ведь речь тут идет о перевоспитании трудной и очень дорогой девушки, летающей на катерах и дорогих автомобилях, у которой мама — федеральная чиновница, спасающая ее от тюрьмы (уже смешно).
Мажорку и космополитку Катю играет статная Аглая Тарасова, которая сначала кажется слегка деревянной. Но к финалу она расслабится, облачится в гусарский камзол, окажется верхом на коне (привет Ларисе Голубкиной и ее Шурочке Азаровой). И в пылу почти Бородина, с его разрывами картечи и пушечных ядер, явно перевоспитается на радость маме и Грише, поймет чистую крестьянскую душу и обязательно полюбит — сначала избу и хлев, потом дворец Царицыно и героя Гришу, оказавшегося под прикрытием графом, а на самом деле — сыном миллионера. Наконец — и родину, и солдатиков в госпитале (!), и пульнет штыком в зад окаянному Наполеону с ликом пожилого и грустного Деревянко. Здесь комедия станет очень эксцентричной.
Весь этот джаз творится в бешеном ритме, со слабой мотивацией и с ушами Comedy Club, которые торчат из-под полы парчово-шелковых камзолов и бальных платьев (кстати, Катя его сшила сама — уже смешно). Ведь, как объясняют авторы, мол, «Гриша, бывший мажор, побывавший холопом и ставший человеком после путешествия в «прошлое», чутко реагирует на любую несправедливость. И конечно, не может пройти мимо беспредела, который творит наглая и избалованная Катя». Вы в это поверили? Ну и я тоже. Вам смешно? И мне тоже.
Но, возможно, пытливый ум и увидит в этой постановочной афере и нечто другое, что и не снилось сценаристам. Намек на то, что и сценарий нашей жизни, не исключено, тоже срежиссирован неким Руководителем Проекта. Большим Братом, который с интересом и стаканчиком кофе в руке наблюдает за нами у суперэкрана своего суперкомпа с ИИ.... Это если развивать достаточно незатейливую идею фильма, на что авторы, похоже, особо не рассчитывали.
А вот на финансовую составляющую — похоже, очень даже. Согласитесь, все это «Бородино» и «первый бал Наташи Ростовой» (где Бикович такой Болконский-лайт, а Самойленко — лже-Кутузов) стоят очень недешево. Одна аренда (да просто съемки на территории) Царицына с его уникальной сосной в финальном кадре — астрономическая сумма. Плюс криминальные гонки на катерах по Неве. Приемы в музейном Мраморном дворце Питера. Этническая старорусская деревня. Космический размах у Шипенко, и это не шутка с намеком.
Поэтому неудивительно, что бюджет проекта озвучен: галактические 500 миллионов. Плюс 150 миллионов на маркетинг. Это значит, что в прокате фильм должен принести больше миллиарда как минимум. Тем более что релиз назначен на 1 января, и народ, опохмелившись, потянется семьями к большому искусству светской педагогики. И невольно будет сравнивать задорного первого «Холопа» с ряженым «Холопом» вторым. Догадайтесь, в чью пользу.
Вывод грустный, хоть это и комедия в законе. Похоже, голливудская бацилла — отсутствие оригинальных идей — у нас тоже вполне прижилась. Теперь успешные коммерческие кинопроекты будут дублироваться до бесконечности. Нас, возможно, ждут «Холоп-3», 4, 5... и далее по списку.
Кстати, на подходе уже второй «Чебурашка» с весьма агрессивным Сергеем Гармашом в качестве садовника — рекламный десятиминутный ролик впервые обнародовали перед сеансом «Холопа» в «Октябре». Через год–полтора уже он (Чебурашка) помашет нам своими чудесными ушами со сцены...