«В погонах вы меня еще не видели»: актриса Алла Юганова — о работе в новом фильме и на сцене театра
Алла Юганова снялась в мелодраме «Почему ты?», которая в апреле выйдет в прокат.
О работе в новом фильме и на сцене театра «Ленком Марка Захарова» актриса рассказала «Вечерней Москве».
В новой мелодраме режиссера Александра Проста «Почему ты?» заслуженной артистке России Алле Югановой досталась роль прокурора.
— Алла, поправьте, если я ошибаюсь, но, мне кажется, женщину в погонах и при исполнении вы еще не играли?
— Да, в погонах зрители меня еще не видели. Обычно мне доверяют роли героинь мягких и женственных. С другой стороны, я не удивилась, что именно меня позвали сыграть прокурора: гораздо интереснее взять на роль не того человека, который внешне соответствует герою, а наоборот. Да и мне самой нравится, когда роли разноплановые. Так что я с удовольствием приняла предложение сняться в этом фильме. А когда надела костюм прокурора, почувствовала... силу. Ведь человек этой профессии, на мой взгляд, должен обладать стальным характером. В общем, для меня съемки в этом фильме были очень интересными. Посмотрим, насколько моя работа будет убедительна для зрителей, поверят ли они мне или скажут: «Юганову на мыло».
— Не смутило вас, что жанр фильма определен как эротическая драма?
— Это картина о любви, о влечении мужчины и женщины, о препятствиях, возникающих на пути их чувств...
В ней нет ничего пошлого.
— В откровенных сценах сниматься пришлось?
— Нет, в них участвует актриса Ангелина Загребина, сыгравшая в фильме мою дочь. Справилась она блестяще. После того как вышел ролик картины, ею заинтересовались прокатчики из восьми стран, захотели купить...
— А где проходили съемки?
«Делаю ставку на дисциплину»: актриса Екатерина Молоховская — о преподавателях, подростках и психологии
— На протяжении полутора месяцев съемки шли в центре одного из моих любимых городов — Санкт-Петербурге. Очень красивые локации, которые буквально гипнотизировали. Еще снимали в большой старой питерской квартире. Так что в этом фильме есть дух Северной столицы. Мне кажется очень важным умение передать в картине атмосферу того или иного места.
— Алла, а над чем вы трудитесь сейчас в «Ленкоме Марка Захарова», которому служите с 2002 года?
— Над спектаклем «Гамлет», который ставит режиссер Антон Юрьевич Яковлев. В «Ленкоме» он уже выпустил постановку «Последний поезд», после чего директор театра Марк Варшавер пригласил его для работы над «Гамлетом».
Актер Антон Шагин давно мечтал сыграть главного героя в этой постановке. Переговоры на эту тему шли года два. Наконец начались первые репетиции: читки, где мы корректировали текст, говорили о внутренней войне человека с собой, о том, можно ли изменить мир, о поиске Бога, о том, что мы хотим выразить, современно ли это... Я в спектакле сыграю Офелию.
— Насколько вы были готовы к такой непростой роли?
— Сначала меня это очень напугало, потому что Офелия молодая, а мне уже 42 года. Я никогда не стремилась играть героинь моложе меня. Но Антон Юрьевич Яковлев сказал, что он специально выбрал меня, это соответствует его решению спектакля...
В нем моя героиня — не романтический персонаж, а человек, который не может принять реальность. Роль действительно сложная.
— А что вам ближе — классика или постановки по современным сценариям?
— Классика. Когда я читаю такие пьесы, просто наслаждаюсь. Считаю, что в них затронуты все вечные темы.
Знаете, лет 20 назад, когда я только окончила институт, у меня были комплексы: я очень переживала, что никогда не получу никакой драматической роли, где можно раскрыться, передать самый разный набор эмоций. Я так хотела играть такие роли! И они ко мне пришли. Причем в большом количестве. Даже не сосчитаю, сколько их у меня. Я стала играть и в телесериалах, и в драмах.
— А любимый жанр есть?
— Сегодня это трагикомедия, в которой, как в жизни, соседствуют слезы и смех.
А вот современные тексты, где встречается мат и прочее, я переношу тяжело. Могу с этим работать, но удовольствия не получаю. Я за красивое искусство. Даже когда проект и режиссер считаются модными, отказываюсь от ролей, если мой персонаж должен произносить пошлости. Ну не поворачивается у меня язык!.. Иногда мне даже предлагали повышенный гонорар, чтобы я согласилась сыграть, но дело ведь не в деньгах. Я не первый год преподаю в Щепкинском училище, и мне очень важно, чтобы студенты, которым я с большой радостью передаю свой опыт, меня уважали.
— В одном из интервью вы рассказывали, какое огромное удовольствие получаете от процесса перевоплощения на сцене...
— И продолжаю делать это до сих пор, ничего не поменялось. С каждой новой ролью я расту профессионально. К тому же происходит процесс самопознания. Поэтому чем больше разноплановых ролей у актера, тем лучше для него.
Мне очень хочется сыграть Анну Каренину. Хотя по возрасту я эту героиню тоже уже «переросла», но, надеюсь, что поезд пока не ушел. Очень хочется еще поработать над произведениями Чехова. Хотя мне грех жаловаться: дефицита в ролях у меня не было никогда. К тому же «Ленком» разрешает мне пробовать свои силы и на других площадках.
— «Ленком Марка Захарова» считается одним из самых звездных театров Москвы. Вам повезло: вы выходили на одну сцену с великими артистами.
— Я тоже об этом часто думаю. Каждый раз, когда я играла с Инной Чуриковой, это был настоящий мастер-класс по актерскому мастерству. Я смотрела, как она трудится, и поражалась ее таланту и технике. Просто космос! При этом я заряжалась ее энергией, но есть вещи, которым ты не можешь научиться. Это данность человека.
С детства моим кумиром был Николай Караченцов. Когда же судьба распорядилась так, что мы стали играть с ним в одном спектакле, я сначала не могла поверить, что мечта моя сбылась. Сегодня, когда я выхожу на сцену еще с одним моим кумиром Александром Збруевым, у меня как будто крылья вырастают. А если он еще и скажет, что ему понравилась моя игра, счастью нет предела.
Была еще одна постановка, где я играла Нину Заречную по бессмертной пьесе Антона Чехова «Чайка». Там мне довелось играть вместе с Инной Чуриковой и Олегом Янковским. Но, когда, к огромному сожалению, Олег Иванович ушел из жизни, спектакль сняли... Так что вырасти в той роли, чего мне так хотелось, не получилось.
— Алла, в середине марта вы стали заслуженной артисткой России. Что испытали?
— Трепет. Ведь это так почетно. Звание мне присвоили еще в ноябре, а вручила недавно сама министр культуры РФ Ольга Любимова. Естественно, я очень благодарна «Ленкому» и Марку Варшаверу. Это все происходит благодаря театру, которому я служу 20 лет, что оценили руководители и коллеги. Помню, приехала после награждения на спектакль, пошла на сцену и слышу вслед: мол, давай, играй теперь, как заслуженная. После таких слов стало ужасно страшно. Подумала: а вдруг я сейчас сделаю что-то не так или забуду какие-нибудь слова... Но все прошло хорошо, и я успокоилась.
— Чем вы больше дорожите — сценой или кинематографом?
— По-прежнему я могу лучше раскрыться в театре, потому что есть возможность дольше и глубже поработать с ролью, гораздо интереснее получается результат, кроме того, здесь никто и ничего не вырежет. А в кино все-таки больше решают режиссер и монтажер.
В кинематографе сейчас радует то, что началось движение семейного и детского кино, где есть вечные темы — о дружбе, о любви. Я недавно снялась в подобном фильме в главной роли. Рабочее название — «Василий и Норочка». Сценарий тронул меня до глубины души. Такое кино очень нужно зрителям — доброе и с глубоким смыслом, рассказывающее о человеческих взаимоотношения. Оно гораздо глубже западает в душу и сердце, заставляет о чем-то задуматься.
А в театре мне бы хотелось, чтобы было меньше какой-то навороченной режиссуры и, опять же, больше судеб, что так трогает зрителей.
— Алла, даже от любимой работы человеку требуется отдых. Как вы его проводите?
— Стараюсь куда-нибудь вырваться, чтобы сменить обстановку. На Масленицу, например, съездила в подмосковный дом отдыха, в другие выходные — к друзьям на дачу, попеть под гитару.
Когда нет возможности куда-то отправиться, гуляю в парке со своей собакой породы шпиц. Животные, кстати, отлично снимают стресс. А если нахожусь дома, читаю свою любимую классику или ищу материал для студентов. Сейчас окунулась в Тургенева. Наверное, человек я несовременный, но мне его произведения очень близки.
— А что на личном фронте?
— Мое сердце по-прежнему свободно. Влюбиться не является для меня самоцелью.
ДОСЬЕ
Алла Сергеевна Юганова родилась 19 января 1982 года в Москве. Еще не окончив школу, поступила вольным слушателем в Щепкинское училище. Со второго курса играла в Малом театре, после окончания института была принята в труппу «Ленкома».
На его сцене играла Кончиту в «Юноне и Авось», Сольвейг в «Пер Гюнте», Нину Заречную в «Чайке» и другие роли.
В ее фильмографии около 70 ролей в кино и сериалах.