Директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова» Минздрава России Сергей Готье / Фото: Анна Малакмадзе / Вечерняя Москва

Бесценный шанс на жизнь: ежедневно в Центре Шумакова проводятся сложнейшие операции по трансплантации

Общество

В этом году отмечается 55-летие Института трансплантации органов и тканей Академии медицинских наук Советского Союза (ныне — ФГБУ «НМИЦ ТИО имени академика Валерия Ивановича Шумакова» Минздрава России). Как сегодня живет центр, какими результатами гордится, какое место занимает в мировом рейтинге, рассказывает его директор, главный внештатный специалист трансплантолог Минздрава России, академик, заслуженный врач РФ Сергей Владимирович Готье.

В просторном светлом кабинете главы центра все стены увешаны дипломами, грамотами, благодарственными письмами. На полках шкафа — многочисленные награды, книги, подарки, а на рабочем столе — десятки важных документов. Не просто важных — для кого-то жизненно необходимых, ведь именно здесь тяжелобольные люди могут получить шанс на новую полноценную жизнь.

— Наш центр крупнейший в стране, аналогов в России ему нет, потому что тот вид деятельности, которым мы занимаемся, изначально развивался в основном в Москве. В последние 15 лет на наш национальный центр трансплантации возложена миссия распространять методики, которые применяются здесь, на все регионы страны. Чем мы и занимаемся... И чем больше регионов охвачены возможностью трансплантации органов на месте, не в Москве, тем успешнее будет наша миссия, — рассказывает Сергей Готье. — Так, в 2020 году у нашего центра появился новый корпус в городе Волжский Волгоградской области, где успешно работают высокопрофессиональные специалисты на современном оборудовании, где делаются сотни операций.

За 15 лет количество центров трансплантации в России выросло в два раза, сейчас их 68, но этого недостаточно. Есть регионы, где еще пока плохо развито это направление, либо его нет совсем. Наша задача — совместно с медициной региона этот барьер преодолеть. Когда речь встает о необходимости открытия первой трансплантационной программы в регионе – все начинается с трансплантации почки. У наших пациентов есть выбор: либо человек всю оставшуюся жизнь находится на заместительной почечной терапии с помощью диализа, либо он получает донорскую почку и продолжает активную жизнь, не будучи привязанным к диализному аппарату. Ходит на работу, создает семью, воспитывает детей и готов к спортивным достижениям. А женщины детородного возраста с пересаженной почкой, уйдя с диализа, могут планировать и рожать детей. Есть среди пациентов центра Шумакова и дети.

Папина почка

11-летний Семен Ермаков из Нижнего Новгорода поступил в центр 5 февраля с диагнозом нефросклероз 5-й степени.

— Семен всегда был здоровым мальчиком, а в декабре стал жаловаться на тошноту, слабость, недомогания. Мы думали, устал — все-таки посещает спортивную секцию, ходит в бассейн, или, может, с желудком проблемы, — говорит мама Семена. — Врач назначила УЗИ брюшной полости, тогда и обнаружилось, что у сына почки в размере сильно уменьшились, показатели гемоглобина в два раза ниже нормы, а давление поднимается до 180! Семена сразу положили в реанимацию, а через месяц мы всей семьей приехали в центр Шумакова. Папа стал донором для Семена. Операция шла порядка 4 часов, все это время я молилась в храме при центре.

Диана Ермакова украдкой утирает набежавшие на глаза слезы, но теперь это эмоции счастья. Семья собирается домой.

— Мама, ты чего? У меня же все хорошо! — строгий взгляд Семена совсем как у взрослого. — Я уже хожу, с удовольствием ем кашу овсяную и щи. У меня ничего не болит и давление нормальное! Скоро домой поедем, нам Джабраил Азизович разрешил.

Заведующий хирургическим отделением № 1 Джабраил Сайдулаев улыбается, для него каждая выписка пациента — радость, ведь люди возвращаются в нормальную, спокойную и счастливую жизнь.

— Когда Семен поступил к нам, мы рассказали родителям о преимуществах родственной трансплантации. Папа сразу решил, что станет донором почки для сына. Они прошли полное обследование, противопоказаний к операции выявлено не было. Удалять неработающие маленькие почки Семена мы не стали, показаний к их удалению нет, — рассказывает Джабраил Азизович. — Родственных пересадок мы делаем очень много. В прошлом году сделали более 300 пересадок почки, 96 из них — родственные.

Кроме трансплантации почек в отделении проводятся операции по формированию сосудистых доступов для проведения диализа или перитонеального диализа, а также все общехирургические вмешательства для пациентов с трансплантированной почкой или которые находятся на диализе.

— Пациенты у нас разных возрастов, от 0 до 99 лет, и для каждого есть свои особенности, — объясняет Джабраил Сайдулаев. — Детям мы стараемся проводить трансплантации в додиализной стадии, когда он еще не показан, а вот людей старшего возраста из дальних регионов, которые ждут донорской почки, просим пожить в транспортной доступности от нашего центра, пока они находятся в листе ожидания. Главная наша задача — подарить людям полноценную качественную жизнь! И для меня лучшая награда — улыбка пациента. Например, Семен улыбнулся только на седьмой день после операции, а сейчас мы видим, как мальчик открылся нам, хотя изначально всегда сдерживал эмоции. Я очень рад, что Семен станет обычным мальчиком, таким же, как и его ровесники!

Армия спасения

С первого взгляда сотрудники центра кажутся обычными людьми, в метро их не узнаешь, их портреты не печатают на баннерах (а жаль!). А между тем каждый из них — герой. Вернее, супергерой, который может превратить тяжелобольного пациента в здорового и счастливого человека, подарить долгие лета ребенку, которому была суждена короткая жизнь. А вместе они — армия спасения.

— В нашем центре активно развивается еще одно направление — трансплантация печени, особенно детям, — рассказывает Сергей Готье. — Довольно много малышей до года с тяжелыми поражениями печени. Шансов на дальнейшую жизнь без этой операции у маленьких пациентов нет. В нашем центре мы проводим в год порядка ста двадцати таких операций, все свои наработки передаем специалистам других клиник. Россия в этом направлении детской трансплантации печени входит в топ-5 в мире. Мы уступаем по абсолютному числу операций лишь Китаю, Индии и Бразилии, население которых в разы больше, чем у нас, соответственно, и пациентов больше.

Увы, но пациентов, которым необходима помощь супергероев, немало.

Улыбчивая Алиса Шарунова — одна из таких маленьких пациентов, похожая на маленького гномика, улыбается всем и каждому. От одного лучистого взгляда девочки становится тепло и радостно. Но сейчас малышке не до общения, она осваивает ходунки. Уже довольно резво переставляет ножки.

— Я не знаю, как благодарить врачей! — делится эмоциями молодая мама Елена Шарунова.

— Еще недавно Алисе ставили страшные диагнозы: цирроз печени и атрезия желчевыводящих путей. Конечно, мы с мужем понимали весь масштаб трагедии, понимали, что можем потерять дочку. Но не опускали руки, искали выход, просили помощи. В ноябре прошлого года мы приехали в центр Шумакова. Спасти Алису могла только трансплантация. Муж в доноры дочке не подошел по анатомии. А мне нужно было скинуть 6–7 килограммов. Я взяла себя в руки, со своих 73 килограммов похудела до 66 килограммов, и врачи одобрили операцию. Конечно, я очень обрадовалась, что смогу быть донором Алисе! Я за нее жизнь отдам, а не только часть печени!

8 февраля в 9 часов утра Елену забрали в операционную готовиться. Алиса осталась с папой, а в 10 часов и малышка оказалась на хирургическом столе.

— Меня привезли в палату в середине дня, вспоминает Елена. — Дочку привезли ближе к вечеру. Я, конечно, переживала, но была уверена в профессионализме врачей центра, ведь здесь мировой уровень. Знала, что моя Алиса в надежных руках. Первые два дня после операции было тяжко, но муж был рядом, нашей с дочкой опорой и защитой. В первый день мне можно было только пить воду, во второй — уже есть протертую еду. Боли были, но это такая чепуха, мелочь! Меня заполняла радость, что у моей дочки будет обычная жизнь здорового человека. И осознание этого факта дарило уже не надежду, как раньше, а счастье!

Вскоре маленькая Алиса начала улыбаться, гулить, агукать, играть, а за следующие дни успела сделать огромный рывок — научилась сидеть самостоятельно, без поддержки рук мамы и папы. А еще — шагать в ходунках, под пристальным вниманием папы и заботой мамы.

— За неделю моя доченька преобразилась, стала более активная, жизнерадостная, любознательная и сильная, — поясняет мама малышки. — Я вижу, что сейчас она веселая девочка, такая же, как миллионы здоровых детей. И понимаю, что самое страшное позади, спасибо врачам! Они спасли нашу семью!

Возвращенная молодость

49-летний Андрей Крылов из Самары к медицине не имел никакого отношения, но перенесенный в 2013 году миокардит дал осложнение.

— Мне пришлось узнавать медицинские термины, ведь с каждым годом мое состояние ухудшалось и дошло до критической нормы, — вспоминает он. — В центр Шумакова я поступил 1 февраля с диагнозом кардиомиопатия, а 6 февраля была операция – трансплантация сердца. Сколько она длилась, я не знаю, но сразу почувствовал себя гораздо лучше. Я стал ощущать себя новым человеком. Если раньше мог лишь доковылять до туалета, то через месяц после операции неожиданно для себя прошел целых 3 километра! Вспоминаю, когда мой кардиолог мне предложил трансплантацию, я отказывался, боялся. А сейчас рад, что специалисты центра мне все пояснили, ведь теперь я спокойно дышу, хожу и мечтаю. Вот поеду домой, стану заниматься спортом в меру возможности, осенью планирую пойти по грибы, а потом и на рыбалку, а зимой на коньках поеду! Мне словно молодость вернули, так хочется жить радостно, счастливо, радуя родных и близких!

Не боги горшки обжигают

Транспланталогия — наука относительно молодая, ее история началась около ста лет назад, когда в 1926 году физиолог, доктор медицинских наук Сергей Сергеевич Брюхоненко создал первый в мире аппарат для искусственного кровообращения («аутожектор»). А через 34 года в свет вышла книга биолога, ученого-экспериментатора Владимира Петровича Демихова «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте». Именно она стала первой в мире монографией по трансплантологии. Ее переиздавали в Нью-Йорке, Берлине, Мадриде, и долгое время она была единственной монографией в области трансплантации органов и тканей.

Первую в нашей стране успешную трансплантацию почки человеку в 1965 году провел академик Борис Васильевич Петровский. Первую успешную в Советском Союзе пересадку сердца выполнил академик Валерий Иванович Шумаков.

А первую в мире родственную трансплантацию правой доли печени ребенку в 1997 году выполнил доктор медицинских наук Сергей Владимирович Готье. Эта операция дала начало программе трансплантации печени детям в России.В 2011 Сергей Готье возглавил команду специалистов, которые успешно заменили пациенту одновременно сердце и легкие. А в 2018 году командой специалистов Центра имени В.И. Шумакова было выполнено лапароскопическое изъятие двух органов — части печени и почки у живого родственного донора. Через год Готье с командой снова удивляет медицинское сообщество, впервые в мире успешно выполнив одновременную пересадку легких и печени девятилетнему ребенку, больному муковисцидозом. В этом же году случилось еще одно чудо — пациентка центра Шумакова с трансплантированными легкими выносила и родила здорового ребенка. А в прошлом году счастливой мамой стала женщина, перенесшая трансплантацию комплекса сердце-легкие.

Сейчас эти ценнейшие факты — часть истории. Сегодня то, что вчера считалось чудом или фантастикой, стало реальностью. Но за каждой спасенной жизнью — часы, дни, месяцы работы врачей, медсестер, санитарок...

Досье

Сергей Владимирович Готье родился 23 сентября 1947 года в Москве. В 1971 году окончил лечебный факультет 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. После окончания в 1975 году клинической ординатуры по хирургии и аспирантуры во ВНИИ клинической и экспериментальной хирургии работал научным сотрудником этого учреждения (после переименования — Российский научный центр хирургии).

Стажировался в области трансплантации печени в клиниках Испании и США. В 1996 году возглавил вновь образованное отделение пересадки печени Российского научного центра хирургии (РНЦХ) РАМН. В 2000 году был избран на должность заведующего отделом пересадки органов РНЦХ РАМН.С 2008 года и по настоящее время — директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии искусственных органов имени академика В. И. Шумакова» Минздрава России (НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова), заведующий кафедрой трансплантологии искусственных органов ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова.

Председатель Российского трансплантологического общества, вице-президент и председатель научного совета союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата»; председатель Научно-практического совета Минздрава России.

Академик РАМН и РАН.

Заслуженный врач РФ.

Справка

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова» — главный трансплантологический центр Российской Федерации. Это крупное научно-клиническое учреждение, в котором оказываются все виды трансплантологической помощи и осуществляется наибольшее в стране количество пересадок жизненно важных органов, а клинические результаты трансплантаций соответствуют таковым в ведущих зарубежных клиниках.

amp-next-page separator