Активная жизнь и разнообразие в ней самых разных возможностей с каждым годом захватывает все больше и больше представителей старшего поколения / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Почему работодатели все охотнее принимают на работу людей «за 50»

Общество

Работодатели все охотнее принимают на работу людей «за 50». Уже 40 процентов работодателей в Москве берут пенсионеров на общих основаниях, а 27 процентов — на отдельные должности. Почему — выясняла «Вечерняя Москва».

— Сейчас российский рынок труда находится под серьезным влиянием демографических процессов, которые привели к кадровому голоду в экономике, — рассказывает руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. — Подбор персонала в последнее время усложнился: найти сотрудников стало труднее. Встраиваясь в новую реальность, работодатели реализуют две стратегии. Первая — больше ресурсов вкладывают в удержание персонала — ему повышают зарплату. Вторая стратегия — работодатели расширяют «воронку найма» за счет работы с молодыми и возрастными соискателями.

В регионах, где кадровый дефицит острее, более лояльны к соискателям пенсионного возраста. По России в целом 44 процента работодателей готовы принимать на работу пенсионеров. Еще 30 процентов берут таких кандидатов на отдельные позиции. Чаще всего это вакансии квалифицированных рабочих, инженеров, продавцов и кладовщиков.

Среди должностей, наиболее популярных у москвичей старше 50, — инженер с зарплатными ожиданиями в 120–350 тысяч рублей, менеджер по продажам (у мужчин — 120–320 тысяч, у женщин — 90–200 тысяч), учитель (90–150 тысяч), врач (150–350 тысяч).

— Если рассматривать средние рыночные зарплатные ожидания специалистов различных профессиональных групп, то видно следующее: раньше их пик чаще всего приходился на возраст 30–39 лет, а сейчас и 40–49-летние кандидаты стали реже демпинговать на рынке труда и столь же часто рассчитывают на достойную зарплату, — рассказывает Наталья Голованова.

Спасибо контрактникам

— Пенсионеры стали востребованы в силу нескольких факторов, — рассказывает кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Первый фактор — демографический. Формально численность работников в России стабильна. В июле 2024 года, как и в июле 2023-го, она составила 76,3 млн человек. Однако меняется состав работников. С 2008 года численность работников в возрасте 25–29 лет снижалась в среднем на 105 тысяч человек в год. В дальнейшем, по прогнозу демографов, она будет снижаться уже на 240 тысяч в год. Детей в 1990-х рождалось мало, и вот сейчас, когда эти дети выросли, приток новых людей на рынок труда тоже снижается.

Второй, как пояснил эксперт, фактор — социальный.

— В СССР человек 60 лет считался стариком и часто выглядел как старик. Сейчас — спасибо медицине и общему повышению уровня жизни — многие люди в 60 на стариков и близко не похожи: они бодры, работают, занимаются спортом, следят за питанием, путешествуют, — пояснил Караев. — Для работодателя они вполне ценные кадры.

Третий фактор — спецоперация.

— Огромное число молодых и среднего возраста людей заключили контракт и отправились воевать, — пояснил Виталий Караев. — Зарплату в 400 тысяч в месяц, солидный объем разовых, разного рода социальных и премиальных выплат не может себе позволить ни один работодатель, кроме государства. Что получилось? Люди ушли в армию, их места освободились, нужно кого-то нанимать, а кандидатуру найти трудно. Вот и берут людей «50 плюс», да еще и зарплаты повышают, чтобы не ушли. Контрактники, а точнее государство, которое им так хорошо платит, подняли зарплаты на рынке труда в целом.

Теперь у нас все свое

Сейчас, по данным Росстата, нехватка работников в экономике страны — 4,8 млн человек, то есть 6,3 процента от всех занятых. В марте 2024 года Институт развития предпринимательства и экономики провел опрос по проблеме нехватки специалистов в российской экономике. Согласно его результатам более 54,7 процента специалистов не хватает в промышленности, в сельском хозяйстве — 47,2 процента и в строительстве — 38,3 процента.

— Дело в импортозамещении, — считает финансовый аналитик Артем Извольский. — В 1990-х российская экономика стала развиваться по принципу Егора Гайдара: добудем много нефти и газа, продадим, а на вырученные деньги купим все остальное. И ведь так и делали! В России было почти полностью уничтожено самолетостроение, потому что делать ИЛы и ТУ долго и сложно, а купить «Боинги» и «Эйрбасы» быстро и просто. Резко сократилось и сельское хозяйство — стали закупать за рубежом. Возникла ситуация, при которой обслуживанием «трубы», а также охраной границ и администрированием внутри страны занимались 15 миллионов человек — десятая часть населения. А все остальные как бы не нужны. Сейчас все поменялось.

Как пояснил эксперт, после введения санкций — сначала в 2014-м, а потом в 2022– 2023 годах — стало ясно, что производить многие товары нам нужно самостоятельно.

— Понадобились люди, да еще и с высокой компетенцией, прежде всего инженерных специальностей, — пояснил Извольский. — Когда стало ясно, что мигранты ситуацию в нашей экономике «не вывозят» — им просто квалификации не хватает, стали принимать на работу с образованием, полученным еще во времена СССР. А это, конечно, либо среднего возраста, либо пожилые люди. Сейчас одна из главных задач российской экономики — возродить систему среднего специального образования, чтобы на предприятия приходили молодые и уже готовые к работе квалифицированные кадры. Потому что у нас, по сути, идет «Индустриализация 2.0». Одному только военно-промышленному комплексу не хватает 400 тысяч человек. Причем с довольно специальными знаниями и навыками. Пока ситуацию отчасти спасают «люди в возрасте», но на будущее, конечно, нужны кадры молодые.

Советские инженеры — лучше

Павел Кудюкин, член Совета Конфедерации труда России, социолог, считает, что нехватка кадров и, как следствие, более благоприятные условия труда для пенсионеров в обозримом будущем сохранятся.

— Сейчас на рынок труда сильно влияет спецоперация, которая «вымывает» активных молодых мужчин, необходимых для защиты Родины. Даже когда СВО закончится, многие пойдут служить в армию, численность которой в России, я напомню, решено увеличить до полутора миллионов человек. И условия для службы, я уверен, государство предложит достойные, потому что речь идет о безопасности страны. С одной стороны, это, конечно, хорошо. С другой — плохо, потому что на рынке труда сохранится дефицит кадров. Да, государство пытается решить вопрос, изменяя демографическую политику. Если все получится, то результат с повышением рождаемости и увеличением числа работников мы получим еще очень нескоро: новые люди должны не только родиться, но вырасти и получить образование. Так что люди в возрасте «50 плюс» будут на рынке труда востребованы все больше.

Эксперт отметил интересный, хотя и не очень веселый факт:

— Сейчас работодатель скорее примет на инженерную специальность не молодого человека, а именно «в годах». Дело в том, что подготовка кадров в инженерных вузах, к сожалению, катастрофически упала. А в СССР инженеров учили как надо. Плюс, конечно, у советских кадров есть опыт. К тому же, как показывает практика, советский инженер довольно легко осваивает все самое новое и современное оборудование — спасибо, опять же, образованию и опыту, — пояснил Павел Кудюкин.

Эксперт дал совет, как до самых преклонных лет сохранять высокую востребованность на рынке труда.

— Во-первых, нужно следить за своим здоровьем. Если заниматься спортом, правильно питаться, следить за весом, вы будете выглядеть моложе и, главное, намного лучше себя чувствовать. Ведь почему работодатели часто не берут людей в возрасте? Они боятся, что те постоянно будут на больничном, а «работать и так некому». Вывод — берегите здоровье, это ваш ценнейший — в том числе в плане трудоустройства — ресурс. Второй момент — учитесь. Всегда, в течение всей трудовой деятельности, повышайте квалификацию. Становитесь лучше, чем прежде — тогда вы, по определению, весьма ценный кадр.

АКТУАЛЬНО

Согласно данным исследования SuperJob, 32 процента всех «мужских» резюме на руководящие посты в Москве — от людей «50 плюс». Среди женщин «за 50» на руководящие должности претендуют 14 процентов соискателей. Эксперты считают, что в этом нет ничего удивительного. С возрастом часто приобретается опыт для руководства той или иной сферой. Немалая часть руководителей — те самые люди «за 50». Просто большинство из них, меняя место работы, не выходят на свободный рынок труда, а устраиваются, что называется, «по рекомендации», «по знакомству» или в результате того, что их перекупили конкуренты, предложив более выгодные условия.

СПРАВКА

Согласно опросу работодателей, проведенному сайтом HeadHunter, сильные стороны возрастных сотрудников таковы: они редко меняют место работы, у них солидный опыт и знания, а также менее амбициозные зарплатные ожидания по сравнению с более молодыми кандидатами. В числе их слабых сторон работодатели называют стереотипность мышления, отсутствие психологической гибкости к адаптации и слабую ориентацию в современных технологиях.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Сафонов, доктор экономических наук:

— Давайте не будем бросать в воздух чепчики. Не нужно думать, что работодатели вдруг поняли ценность работников в возрасте и выстроились за ними в очередь. Это, мягко говоря, не так. Да, их стали брать чаще, но это мера для работодателей вынужденная. Во-первых, в России сокращается число мигрантов — людей с низкой квалификацией, кото рых можно заставлять много работать и при этом мало платить. Во-вторых, на многие должности не идет российская молодежь — потому что платят, опять же, мало, условия труда тяжелые, а перспективы карьерного роста крайне туманны. Вот и берут пенсионеров на должности кассира в супермаркете, работника склада, который заказы фасует, на работу уборщика, охранника, сидящего у входной двери на сквозняке, и т.д. Третий фактор: пенсионер, как правило, на высокую зарплату и не претендует. У него есть пенсия, накопления, ему уже не нужно кормить детей, поэтому он получает мало, при этом не ропщет и не уходит.

amp-next-page separator