Эмир Кустурица во время презентации своей автобиографии «Мятежный ангел» в Доме книги / Фото: Издательство «Альпина»

Покажу Россию так, как вижу ее я: режиссер Эмир Кустурица мечтает экранизировать Достоевского

Общество

Знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица в ноябре отметит свое 70-летие. Накануне он представил свой новый автобиографический роман «Мятежный ангел» в Московском доме книги. «Вечерняя Москва» пообщалась с режиссером.

— Эмир, как вы поняли, что сейчас самое время написать свою книгу?

— Сейчас мой возраст — наилучший период для художественного самовыражения и творчества. Если человек близко к сердцу воспринимает события, происходящие в мире, я считаю, что ему следует об этом говорить, в том числе через творчество: фильмы, книги. Это наиболее адекватный ответ на серьезные мировые проблемы. Так, я посвятил новую книгу своему другу, писателю Петеру Хандке, у которого была сложная жизненная ситуация. В Европе его не любят из-за политической позиции, не совпадающей с той, которую хотят слышать в этих странах. Но его смелость и настойчивость поспособствовали тому, что Петер получил Нобелевскую премию по литературе в 2019 году за множество своих замечательных произведений. Я думаю, что это очень важное событие, потому что Хандке — верующий человек. Он верит в Бога и думает, как Ницше. Это забавно, но это правда.

— Действительно, как вы сказали, в ваших фильмах часто поднимаются социальные и политические вопросы. Как вам удается балансировать между искусством и социальной повесткой?

— Для меня всегда было важно, чтобы герой был в курсе того, что происходит на социальном поле, и даже имел бы к этому какое-то отношение. Если персонаж не станет интересоваться жизнью и политикой, поднимать экзистенциальные вопросы, то сюжет фильма не будет хорошим. Сейчас я хочу снять трагикомедию, которая покажет, как можно интерпретировать Федора Достоевского.

— Вы говорите о предстоящих съемках «Преступления и наказания»?

— Да. Достоевский важен для меня потому, что я начал рано читать. А еще в его книгах есть все: он описывал те проблемы человечества, которые я видел своими глазами. Когда я был студентом, посмотрел французский фильм Робера Брессона «Кроткая», и в нем я находил некоторые отсылки к творчеству этого великого писателя. Сам же снять фильм по мотивам произведений Достоевского я мечтал 25 лет. Я пытался сделать это и во Франции, и в Италии, и в Сербии, но только в России это стало возможным. В июне–августе следующего года начнутся съемки. Фильм будет на русском языке, и с помощью него я хочу показать Россию так, как вижу ее я.

— На встрече с президентом Владимиром Путиным весной вы говорили, что хотели бы завершить свою карьеру, сняв три картины по мотивам Достоевского, Толстого и Гоголя. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Да, по Достоевскому я сниму тот фильм, о котором говорил. Для следующей картины хотел бы взять за основу повесть Льва Толстого «Казаки». К Николаю Гоголю же обращусь, чтобы разработать интересную экранизацию «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Мне очень понравилась эта зарисовка, ведь в ней отображено то, что происходит сейчас в мире. Я думаю, что война, которая идет сейчас на Украине, очень похожа на ту ситуацию, которую описывает Гоголь.

— Как личный опыт влияет на ваши фильмы?

— Я всегда, как говорил режиссер Андрей Тарковский, стараюсь делать «скульптуру времени». Это нужно для того, чтобы отображать что-то личное. Если нет чего-то такого от себя, то можно сделать один фильм, и идеи просто закончатся.

— Знаю, что вам очень близок писатель Александр Зиновьев.

— Он открыл мне глаза. Когда я впервые прочитал его размышления о жизни на Западе в статусе диссидента и его наблюдениях, я был поражен. Он описывал, каков был стратегический подход Запада к Советскому Союзу. Одним из первых он утверждал, что Запад стремится к уничтожению России. Я узнал об этом 15 лет назад. В одной из его работ утверждалось, что Запад не желал видеть Россию в роли самостоятельного государства. Я благодарен Зиновьеву за то, что он открыл мне глаза на эту истину. Он отмечал, что западные демократы видели в холодной войне положительный момент: им нужно было донести до россиян идею о том, что демократия является лучшим вариантом. Я считаю, что это была ошибка, поскольку в период холодной войны идеи либерализма не соответствовали реальности. Это было просто средство для канонизации Библии, подобно тому, как они провозглашали канонизацию нового либерализма. По их мнению, существование СССР было недопустимо.

— Бывало ли такое, что вы хотели переписать свои книги, переснять фильмы?

— Переснять фильмы невозможно. Но если бы я мог переписать то, что я написал в своих других книгах, то, наверное, сделал бы это. Если говорить о киносъемке, то я скажу, что это самая тяжелая работа в мире. Некоторые свои фильмы я снимал около года. Если вы услышите, что в Голливуде говорят: «Съемки прошли быстро и весело», — не верьте им. Это и правда очень сложная работа. Ты должен снять не только то, что находится перед твоими глазами, но еще и то, что ты не видишь. Сейчас большинство фильмов нельзя назвать настоящими работами — это проекты, а не художественные картины в том смысле, в котором они должны быть.

— Современность отличается от того, что было раньше?

— Конечно, мы живем в то время, когда летают дроны, а ведь в детстве я запускал крышки от кастрюли, чтобы изобразить полет объекта. В современности стало больше свободы. Но нужно понимать, что такое свобода. Для меня — это очень личная вещь. Если у тебя нет контроля твоей судьбы, то это свобода? Тогда что случится с обществом? Многие говорят, что свобода — это когда у тебя много денег, но я думаю, что это неправильно. Невозможно купить все.

ДОСЬЕ

Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараеве (Босния и Герцеговина). Стал известен благодаря своим фильмам, которые часто сочетают элементы магического реализма и народной культуры. Прославился такими работами, как «Аризонская мечта», «Жизнь как чудо», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот». Получил множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.

ДЕТАЛИ К ПОРТРЕТУ ЭМИРА КУСТУРИЦЫ

  • Признание цыган. Уважение со стороны этого народа режиссер получил за свое глубокое понимание и уважение к их культуре, а также за творчество, в котором отображены темы цыганской жизни. Его фильмы, такие как «Гуша» и «Аризонская мечта», представляют цыганские традиции, затрагивают темы социальной несправедливости и борьбы за идентичность. Кустурица активно сотрудничал с цыганскими артистами. Его работы часто характеризуются яркими музыкальными элементами, что также способствовало популяризации цыганской музыки на международной арене.
  • Получил «Золотую пальмовую ветвь» дважды. Первая победа на Каннском фестивале пришла к режиссеру в 1985 году за фильм «Папа в командировке». Вторая «Золотая пальмовая ветвь» была вручена в 1995 году за «Андеграунд», что лишь подтвердило статус Эмира Кустурицы как одного из самых ярких и необычных режиссеров своего времени.
  • Хотел быть дворником. Мать режиссера говорила ему, что, будучи совсем маленьким, Эмир обожал мести улицы в своем родном городе Сараеве. Кустурица отмечает, что сейчас в Сербии дворник — это очень почетная профессия.
  • Рок-музыкант. Будучи уже режиссером, Кустурица играл в сербской музыкальной группе Zabranjeno Pušenje («Курение запрещено»). Коллектив был очень успешен, правда, просуществовал недолго. На ударных в этой группе играл сын Кустурицы Стрибор. А сам режиссер и по сей день играет на электрогитаре. Сейчас он руководит рок-группой The No Smoking Orchestra («Оркестр некурящих»).
  • Сочетает документальную и художественную съемку. Кустурица создает уникальный стиль повествования, добавляя в свои работы остросоциальные темы. Его фильмография полна аллегорий, которые отражают сложные исторические и культурные аспекты взаимоотношений Югославии и Балкан.
  • Построил поселение. В Сербии создана экодеревня, где режиссер проживает, снимает фильмы и организует фестиваль международного авторского кино. Это место включает в себя кафе, кинотеатры, гостиницы, церковь и спортивные сооружения — все необходимое для комфортной жизни. Улицы и площади в деревне названы именами таких знаменитых режиссеров, как Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Никита Михалков, Андрей Тарковский и Стэнли Кубрик. Также здесь установлен памятник актеру Джонни Деппу.

amp-next-page separator