Фото: Администрация президента РФ

Режиссер Эмир Кустурица: Чтобы быть счастливым, нужно идти на жертвы

Общество

Столицу вновь посетил сербский режиссер Эмир Кустурица, чтобы презентовать свою автобиографическую книгу «Мятежный ангел». Сейчас он работает над фильмами по произведениям русских писателей: классиков и современников. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась с Эмиром Кустурицей, который с удовольствием ответил на вопросы на чистом русском языке.

Накануне своего 70-летия сербский режиссер Эмир Кустурица решил приехать в Россию. Он продолжает работу над новыми творческими проектами, которые неразрывно связаны с нашей страной и культурой. Эмир Кустурица также рассказал «Вечерней Москве», за что он полюбил Москву и всю Россию в целом.

«Времени всегда много»

— Эмир, о своей автобиографической книге «Мятежный ангел» вы говорили, что читатели будут находиться в пространстве вашей работы. Что это значит?

— Считаю, что жизнь человека достаточно быстротечна, однако при этом мы располагаем значительным количеством времени. Это становится очевидным, когда мы оборачиваемся назад и оцениваем пережитые моменты — их было немало. То, как мы проведем свою жизнь до самого конца, по сути, представляет собой искусство. Один из актеров, работающих в ряде моих фильмов, в том числе в «Андеграунде», Мики Манойлович, как-то сказал мне: «Ты постоянно пишешь, у тебя уже целое множество книг. Как ты это делаешь?» Я ответил: «Потому что у меня полно времени». И у меня действительно его много. Я мыслю, я хочу чувствовать. Я постоянно читаю журналы и записываю свои реакции на то, что там написано. Так же было и у Федора Достоевского. Он говорил: «Самые лучшие события уже произошли». Так что объективно наша жизнь очень коротка, но субъективно она может быть очень долгой.

— Что значит отсутствие времени?

— В жизни мы часто не успеваем что-то сделать. Поэтому важно читать и уделять время качественному кино. Когда мы погружаемся в хороший фильм, происходит наша трансформация. Как сказал писатель Петер Хандке, времени действительно недостаточно, но если рассматривать это через призму субъективного восприятия, его может быть предостаточно.

— Как вы поняли, что сейчас самое время написать свою книгу?

— Я полагаю, что возраст, в котором я сейчас нахожусь (69 лет. — «ВМ»), — наилучший период для художественного самовыражения и творчества. Если человек активно воспринимает события, происходящие в мире, я считаю, что ему следует об этом говорить. Например, он может создать фильм или написать книгу. Это наиболее адекватный ответ на серьезные мировые проблемы. Я посвятил новую книгу своему другу Петеру Хандке, у которого была парадоксальная жизненная ситуация. Он имел позитивное отношение к Сербии, писал на нашем языке, но за это его незаслуженно ненавидели, и он испытал жестокие последствия — его выгнали из театра во Франции. Однако, как бы то ни было, я считаю, что получению Нобелевской премии в конечном счете способствовали его смелость и настойчивость, поскольку он долго работал и создал множество замечательных произведений. Я думаю, что это очень важное событие, потому что Хандке — верующий человек и ходит в православный храм. Он верит в Бога и думает как Ницше. Это забавно, но это правда.

— В аннотации к книге сказано, что в Петере Хандке вы видите идеал творца. Повлиял ли он как-то на ваше мировосприятие? Может, научил чему-то?

— В 1999 году, когда НАТО наносило авиаудары по Сербии, он создал свои путевые заметки под названием «Зимняя поездка по Дунаю, Саве, Мораве и Дрине, или Справедливость для Сербии». Наша страна расположена на важной транспортной артерии, соединяющей Запад и Восток, и в результате этого мы оказываемся под угрозой. НАТО разрушило наш дом, и Хандке с его произведениями стал для нас выдающимся писателем. Он глубоко понимал нашу нацию, его мать была словенкой, а отец — немцем. Интересно, что его книги сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Наша дружба началась, наверное, потому, что я очень чудной и он такой же.

— Название «Мятежный ангел» — это о свободе?

— В детстве я запускал в небо крышку от кастрюли, думая, что так проявляется свобода. А сейчас это уже ощущается иначе. Мир поменялся. Мы живем в то время, когда в небе летают дроны. Теперь для меня свобода — это очень личная вещь. Это возможность контролировать свою судьбу. Многие говорят, что свобода — это когда у тебя много денег, но это неправильно. Невозможно купить все. Однажды я встречался с президентом Уругвая и спросил у него «Что бы ты сделал, если бы у тебя было два миллиарда», — и он ответил: «Я не хочу этого, потому что я буду только и делать, что думать о том, что с моими деньгами». Ведь если ты богатый, ты поднимаешься на другую высоту, где воздух уже не такой чистый. Там недостаточно кислорода и жизнь не такая хорошая, как у меня.

«В Европе ценят вашу культуру»

— Вы посещаете Россию уже не первый раз. С чем связана ваша любовь к нашей стране?

— Когда я был маленьким, мой отец часто рассказывал мне о России, потом, уже будучи подростком, я стал читать много русских авторов. Я думаю, что Россия — это тот символ, о котором говорил еще австрийский поэт Райнер Мария Рильке, когда сказал, что «Россия граничит с Богом». Это правда.

— Вы очень много говорите о русской литературе. Чем она вас привлекает?

— Тем же, чем и вся Россия. Смотрите, Москва — это огромный метрополис, город, который из огромных страданий за столетия смог достичь больших успехов. Всего этого не было в Западной Европе. Русские никогда не были под западным влиянием. Хотя Екатерина Великая была немкой. Но она сделала очень много для страны, чтобы избавить ее от турок. Я считаю, что в Европе ценят вашу культуру. Не могу вспомнить много хороших немецких писателей, но могу бесконечно перечислять русских. Когда я нахожусь в Москве, я ощущаю огромный простор, который символизирует великую страну, которая граничит с Богом.

— Вам предлагали возглавить Театр Российской армии, но вы отказались. Почему?

— Когда бывший министр обороны Сергей Шойгу предложил мне стать директором Театра Российской армии, мне эта идея показалась великолепной, не только из-за великого названия, но еще и благодаря тому, что там самая огромная сцена. Она могла бы подойти для реконструкции некоторых моих фильмов. В конечном счете мне все-таки пришлось отклонить это предложение, потому что я увидел, что очень много москвичей относятся к этому негативно. Был большой резонанс. Я читал такие высказывания, как: «Что он может там сделать?» «Почему именно он?» То же говорили и мои коллеги режиссеры. Но я думаю, что я смогу поставить там несколько своих работ, например «Летят журавли», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот». Но когда это будет, я не знаю. Такие постановки — это дорого.

«Кинонаграды как спортивные медали»

— Вы один из немногих, кому удалось дважды получить «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Как думаете, какой посыл надо вложить в кинокартину, чтобы она смогла завоевать награду?

— Это как получить медаль на спортивных соревнованиях. Если у тебя сильный фильм, то художники, которые сидят в жюри, по достоинству оценят его. Когда я получал награду за свой фильм «Андеграунд» — это был конец прошлого века. Чтобы вы понимали — это огромная разница с тем, что происходит сейчас. Взять к примеру ситуацию на Ближнем Востоке. Франция сейчас противодействует Ирану. И вряд ли представители этой страны примут участие в следующем Каннском фестивале. Со мной тоже была забавная история. Один журналист в газете Le Monde написал о том, что ему не понравился фильм «Андеграунд», что это похоже на сербский националистический рок-н-ролл и он не понимает, за что именно мне дали «Пальмовую ветвь». Правда, потом выяснилось, что он не смотрел этот фильм. Но и после просмотра его мнение не изменилось.

— В ваших фильмах поднимаются социальные и политические вопросы. Как вам удается балансировать между искусством и социальной повесткой?

— Для меня важно, чтобы герой был в курсе того, что происходит на социальном поле. Если персонаж не будет интересоваться этим и поднимать экзистенциальные вопросы, то сюжет не будет хорошим. Сейчас я хочу снять трагикомедию, которая расскажет о том, как можно интерпретировать Достоевского.

— Вы говорите о предстоящих съемках «Преступления и наказания»?

— Да. Достоевский важен для меня потому, что я начал читать его книги в раннем возрасте. В его произведениях, как в музыке, есть все. Он описывал те проблемы человечества, которые я видел своими глазами. Снять фильм по мотивам его произведений я мечтал 25 лет. Я пытался сделать это и во Франции, и в Италии, и в Сербии. Но только в России это стало возможным. Но сейчас это будет трагикомедия под названием «Как я не снял «Преступление и наказание»». В июне-августе следующего года начнутся съемки. Он будет на русском языке, в нем я покажу Россию такой, какой я ее вижу.

— Скоро ли нам ожидать картину на экранах?

— Точно не скажу. Я всегда долго снимаю свои фильмы, потому что знаю, что у меня есть время. Хотя объективно, наверное, его нет.

— Бывало ли такое, что вы хотели переписать свои книги или переснять свои фильмы?

— Если бы я хотел переписать книги, возможно, сделал бы это. Но переснять фильмы невозможно. Если говорить о киносъемках, то я скажу, что это самая тяжелая работа в мире. Свои некоторые фильмы я снимал около года. Если вы услышите, что в Голливуде скажут: «Да нет, съемки прошли быстро и весело», — не верьте. Это очень сложная работа. Надо сделать образ, секвенцию. Ты должен снять не только то, что находится перед глазами, но еще и то, что ты не видишь. Сейчас большинство фильмов, которые снимают, нельзя назвать настоящими работами — это проекты, а не художественный фильм в том смысле, в котором он должен быть.

«Хотел бы взять за основу повесть Толстого»

— На встрече с Владимиром Путиным весной вы говорили о том, что хотели бы завершить свою карьеру триптихом по мотивам Федора Достоевского, Льва Толстого и Николая Гоголя. Что именно вы планируете?

— Да, по Достоевскому я сниму тот фильм, о котором говорил выше. Дальше я хотел бы взять за основу повесть Льва Николаевича Толстого «Казаки». К Николаю Васильевичу Гоголю я обращусь, чтобы снять интересную историю: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Мне понравилась эта зарисовка. Я думаю, что эта война, которая идет сейчас на Украине, она как раз похожа на ту ситуацию, которую описывает Гоголь.

«Сила, через которую проходит душа»

— Ваши книги приносят вам счастье или это делают ваши фильмы?

— Счастье — близко к тому, что говорил Достоевский. Это не состояние души, но возможность получить что-то в моменте. Если я выпускаю фильм и он завоюет награду, я буду счастлив, но если этого не случится, я не буду расстраиваться. В моем новом фильме «Как я не снял «Преступление и наказание» очень много тяжелых моментов, но в конце концов герои придут к личному счастью. Чтобы ты в конечном счете был счастлив, тебе надо идти на жертвы.

— В своей книге вы пишите, что когда вы раньше принимали решения, то чувства всегда были первостепенны. Разум играл второстепенную роль. Сейчас эта ситуация изменилась?

— Всегда, когда мы думаем, что дело только в разуме — это не так. Если бы мы принимали решения только с помощью нашего разума, то мы были бы уже такими же, как роботы. У нас не было бы человечества, не было бы искусства и того мира, в котором мы живем.

— Для вас Бог имеет большое значение? Вы очень много упоминаете его в своей книге.

— Конечно. Для меня очень важны те писатели, которые пишут о Боге. При этом невозможно научно доказать, что Бога нет. Когда Никола Тесла проводил свои эксперименты, он доказал, что есть некая сила, через которую проходит душа. Сейчас это называется «эфир».

— В Театре на Таганке идет спектакль Юрия Муравицкого по вашему фильму «Черная кошка, белый кот». Как вы относитесь к этой постановке?

— Я знаю, что я давал права на постановку моего спектакля московскому театру, но при этом, к сожалению, еще не успел его посетить. Очень надеюсь, что работа получилась хорошая и мне когда-то удастся на нее взглянуть.

— Планируете ли вы все еще экранизацию романа «Лавр» Евгения Водолазкина?

— Мы пока отложили съемки, но думаю, что хотел бы, чтобы Водолазкин был между съемками Достоевского, Толстого и Гоголя. Тем более Евгений Водолазкин уже написал сценарий.

ТОП-5

Фильмы, завоевавшие особую любовь

  • Время цыган (1988) — в этом фильме Кустурица обращается к этническим меньшинствам. Это первый в истории фильм, снятый на цыганском языке.
  • Аризонская мечта (1993) — своеобразная история об отношениях двух подростков. Это первый англоязычный проект Кустурицы. В Америке фильм провалился в прокате, так как публике не понравилась история о разрушенных мечтах.
  • Андеграунд (1995) — фильм о том, как во время Второй мировой войны в Белграде подпольщики-антифашисты организовали фабрику по производству оружия.
  • Черная кошка, белый кот (1998) — история о двух цыганских баронах, которые сколотили свое состояние на темных делишках.
  • Жизнь как чудо (2004) — история о любви инженера и певицы.

ДОСЬЕ

Эмир Кустурица — знаменитый сербский режиссер, сценарист и музыкант, родившийся 24 ноября 1954 года в Сараево. Он стал известен благодаря своим уникальным фильмам, которые часто сочетают элементы магического реализма и народной культуры, отражая богатую историю и традиции своей родины. Кустурица прославился такими работами, как «Аризонская мечта» и «Жизнь как чудо», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот», за которые получил множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Кроме своей работы в кинематографе, Кустурица активно занимается рок-музыкой и является основателем группы The No Smoking Orchestra. Его творчество часто содержит политическую и социальную критику, что делает его работы актуальными для широкого круга зрителей. Он также известен своим нестандартным подходом к киноискусству.

amp-next-page separator