Что значат национальные адаты для жителей Северного Кавказа и Средней Азии
Для многих жителей Северного Кавказа и Средней Азии национальные адаты — это законы, которые по своей силе могли соперничать с государственными правами и обязанностями.
На каких-то семейных посиделках тетя Лида затронула интересную тему. Она при собравшихся молодых парнях произнесла такую речь: «Кто сказал, что в Ингушетии водители плохо ведут себя на дорогах? Вон один нездешний гаишник сказал, что только в нашем регионе такое видел: молодой человек на главной дороге, даже если на хорошей машине, пропускает старшего, который едет на второстепенной. В первую очередь из-за уважения к возрасту. И такое — в порядке вещей». На Северном Кавказе, как и во всех регионах, действует российское законодательство, и местные жители знают свои обязанности и права, но все же не забывают и про национальные адаты.
Особенности менталитета
Мы уже неоднократно рассказывали об особенностях менталитета «лиц кавказской национальности», а также представителей Средней Азии, говорили про неписаные правила и нормы, которые они воспринимают наравне с государственными законами. К теме соблюдения национальных обычаев еще можно отнести такие понятия, как «самоопределение» и «позиционирование».
Первое из них — политическое, второе — социологическое. Человек может любить и уважать несколько важных вещей — религию, народ, государство, в том числе и то, которого уже не существует. Например, Советский Союз или Российскую империю. И при этом не ставить себя перед дилеммой, что для него важнее.
Однако бывают случаи, когда что-то из этого списка главнее и ближе.
Адаты и как их понимать
Есть два мнения по поводу понятия «адаты». Первое — научное. Согласно ему, «адаты» — архаичное юридическое понятие у мусульманских народов Кавказа, Поволжья и Азии: свод национальных норм и правил, которые не противоречат законам шариата (шариат — уголовное и административное законодательство в исламской религии). Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников объясняет, что как действующее право адаты были актуальны более сотни лет назад, до установления советской власти.
— Адат — это конституционное право. Сейчас это больше, наверное, архаичное понятие. Правовым оно было до 1920-х годов, и при этом очень локально, то есть на территории Дагестана, Чечни (будущей Терской области), — объясняет Бобровников. — «Адат» с арабского переводится как «обычай». Где-то до первой четверти XX века был писаный правовой адат, назывался «расм». Он был установлен еще до того, как Дагестан, Чечня и другие территории пополнили состав Российской империи. Уже при царской власти закон хотели доработать: собирались переписать и ограниченно применять, но что-то помешало. Это было примерно в начале 1860-х годов.
Бобровников дополняет, что после принятия 10-й статьи Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 года нормы предыдущего писаного адата запретили.
— И такие нормы адата, как кровная месть, баранта (захват скота у тюркских кочевых народов за преступление или нанесенное оскорбление. — «ВМ») и некоторые нормы шариата были поставлены вне закона, — объясняет эксперт. — Уже позднее этнографы вновь вернулись к теме адатов. И надо отметить, что среди этих норм есть правовые и, разумеется, неправовые, но исторические.
Ингушские нормы
Легче всего рассказать про что-то родное, ведь если забредешь на чужую территорию и ненароком допустишь ошибку, то будет неприятно обеим сторонам. Легче углубиться в тему, которую знаешь, потому остановимся подробнее именно на ингушских адатах, они годятся для примера.
Заместитель директора Ингушского государственного музея краеведения имени Мальсагова Заретхан Плиева отмечает, что национальные адаты — система традиционных обычаев, норм поведения и правовых установлений, которые веками регулировали общественную жизнь. Они включают в себя правила этикета, особенное уважение к старшим, почитание семейных традиций, традиционные правовые нормы, такие как система штрафов за определенные проступки.
— Адаты играли важную роль в сохранении этнической идентичности и передаче культурных ценностей между поколениями. Большое значение придавалось семейным отношениям. Родителям не принято было наказывать или ласкать друг друга при посторонних. Отец не должен был ругать жену при детях. Считалось неуважением, если при гостях начинали кого-то ругать в семье, — объясняет Заретхан. — Существовали специальные обряды, например, при встрече невесты и свекрови, чтобы символически закрепить их добрые отношения. Это мед, который они едят из одной ложки на свадьбе, приветствие гостьи и так далее.
По словам Плиевой, также культивировалось уважение к старшим, им уступали дорогу, они первыми говорили, а их не перебивали.
— Здесь надо уточнить, что младшие первыми приветствуют старших, но руку подавать старшему младший не может. Если хотят поздороваться за руку или обнять, то инициатором выступает именно старший. Это старший должен сначала протянуть руку, а на это уже отвечает младший, даже если разница в возрасте небольшая, — отмечает Заретхан. — А приветствовать обязательно должен младший старшего, всегда вставать, когда входит старший или вообще гости, любой человек приветствует стоя. Это уважение к собеседнику, гостю.
По словам Плиевой, важными ценностями считались честность, скромность и верность обычаям. А среди этих обычаев самой главной была верность слову, особенно для мужчины.
— Мужчина, который сказал просто слово, даже не клятву, и нарушил это слово, уже не считался мужчиной, — дополняет Плиева. — В семейных отношениях надо отметить еще один из адатов, который отличает ингушей от большинства народов мира: зять никогда не приходит в то место, где находится свекровь. Это почитание женской половины своих новых родственников. До крайностей, конечно, не доходило. Например, если у свекрови не было сыновей и нужно было что-то сделать, зять, конечно, помогал, оказывал всяческую физическую помощь. Но при этом лично все равно не встречался.
В этом правиле были и исключения, когда встреча происходила по желанию самой свекрови. И зять, как это называется по-ингушски, «шел навстречу».
— Но это очень редкое событие для ингушей. Избегание встречи со свекровью — это в первую очередь уважение. Он как бы не вторгался в области интересов свекрови, чтобы не волновать ее, никак не беспокоить своим присутствием, — объясняет Заретхан. — Но при этом подарки посылать через ее дочь или через своих братьев и сестер, показывать уважение и прочее — это было обязательно.
Регулирование конфликтов
Заретхан Плиева отмечает, что в прошлом адаты регулировали конфликты и назначали наказания за преступления. Например, за кражу скота могли потребовать возместить его в трехкратном размере.
— А за выбитый глаз ослепить обидчиков. Но это было редко. Обычно в древние времена это искупалось серебром, медью, реже золотом. То есть были штрафы. При этом нужно было доказать, что вина была именно того человека, который нанес какой-то урон, — объясняет Плиева. — Учитывалось, насколько противники, которые разбираются в каком-то деле, хорошо владеют адатами. Было важно уметь защищать свои права.
Заретхан говорит, что с этим связана одна ингушская притча. Когда хозяин нанимал мастера для строительства башни (в Средневековье ингуши строили жилые, полужилые и боевые башни в горах для защиты от татаро-монгольских орд. — «ВМ»), он должен был обязательно утром, до работы, кормить строителей.
— И если, допустим, по вине хозяина с мастером что-то случалось, он обязан был до конца своей жизни обеспечивать его семью. Притча гласит: один мастер, забравшись на крышу построенной боевой башни для установления замкового камня, оттуда свалился. Падая вниз, кричит: «Вот хозяин меня сегодня не накормил, и я поэтому не удержался и упал с башни». А хозяин снизу вверх ему кричит, пока тот еще летит: «Не знаю, насколько ты мог быть голодным, если от кишок барашка, мясом которого я тебя накормил, до сих пор идет пар», — рассказывает Заретхан. — Таким образом, хозяин защищает свою сторону, то есть защищает себя от дальнейшего наказания в судебном разбирательстве. А мастер хочет обеспечить свою семью до конца жизни этого хозяина. Таким образом ингуши все могли повернуть в юмор.
По словам Плиевой, шуточное изложение адатов помогало передавать их из поколения в поколение. В том числе так рассказывали детям, подросткам, молодым людям.
— Причем, когда говорится о посягательстве на чужое имущество — краже и прочем, размер штрафа зависел от того, насколько хозяин сам оберегал свое имущество. Была ли закрыта калитка? Если калитка была открыта, то штраф уменьшался. Допустим, если увели корову, была ли эта корова еще в сарае и был ли сарай закрыт. И вот сколько было заторов и преград сделано для того, чтобы имущество хозяина не увели, за каждый, как говорится, крючок, добавлялся штраф, а за каждое открытое, незащищенное место, наоборот, убавлялся, — объясняет Заретхан. — Таким образом, это все имело значение в судебном разбирательстве, а его осуществлял народный суд. Если до этого суда доводили, разбирались просто между собой, прислав старших одного человека к другому на переговоры. Если наказание определялось, то это считалось согласием.
По словам Плиевой, если к соглашению не приходили, то выносили решение на Мехк Кхел — высший законодательный орган. Он мог добавить, убавить или изменить адаты, объявить запрет на что-то и так далее.
Например, на похищение невест. Несмотря на то что со временем адаты стали приводить в соответствие с шариатом, они играли ключевую роль в общественной жизни, формировании менталитета и психологии народа.
— Тут надо вспомнить еще один адат, который защитил и уберег народ от распрей, межрелигиозных столкновений в тот переходный период, когда одновременно были язычники, мусульмане и христиане. Он касался поведения на собраниях, национальных торжествах и праздниках. Согласно этому адату, выйдя из своего дома, в общество, человек делает то, что делает общество, — объясняет Заретхан. — То есть, если отмечают мусульманский праздник, все участники совершают соответствующие обряды. И так далее. Люди делают то, что и вся основная масса. Но зайдя в свой дом, закрыв дверь, он мог молиться как хочет.
По словам Плиевой, сегодня, когда случаются столкновения или проблемы, которые не отражены в официальном гражданском праве, адаты тоже играют свою роль. А в этикете они сохраняются из поколения в поколение: это уважение к старшим, любовь к Родине и ее защита от посягательств, а также защита семьи от посягательств соседа.
На сегодняшний день многие представители Кавказа учатся и работают в регионах необъятной России, соблюдая как официальное законодательство, так и национальные адаты, внося вклад в развитие страны во многих направлениях.
В ТЕМУ
Адыгэ хабзэ — адыгская (черкесская) этико-философская доктрина, свод неписаных правил и законов. Включает в себя как нормы обычного права, так и моральные принципы, определяющие поведение отдельного человека и нормы жизни общества в целом. Представляет собой спектр социальных правил во всех областях жизнедеятельности, регулирует простейшие житейские ситуации и решения государственной важности. При этом свод правил и норм — не статичная неизменная система, и долгое время он не был закреплен ни в каких источниках. Согласно пословице, «хабзэ не носят на кончике языка (о нем не говорят), его соблюдают».