Если сто рабочих заменят экскаватор, экономика умрет
«Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни», — написал много веков назад великий китайский философ Конфуций. Сегодня эти слова звучат очень актуально: работа в жизни людей по-прежнему играет исключительно важную роль. «Вечерняя Москва» пытается ответить на вопрос, что представляет собой столичный рынок труда, почему он все больше испытывает дефицит квалифицированных специалистов, востребованных работодателями, и какими способами в огромном мегаполисе можно найти себе не только работу по душе, но и в условиях усиливающейся конкуренции получить достойное рабочее место.
Работа должна доставлять удовольствие. С такой идеей 13 лет назад начиналась история портала Superjob.ru.
— Сегодня вы одни лидеры на рынке онлайн-рекрутмента России...
— Да, более 2 миллионов москвичей разместили свои резюме на нашем портале, каждый день на сайте присутствует 60 тысяч вакансий только от московских компаний.
— Как вы отсекаете мошенников? Это ведь не всегда очевидно.
— На самом деле мошенники быстро раскалываются. Через наши фильтры прошло больше 600 тысяч компаний, ежедневно на сайте доступно около 250 тысяч объявлений о вакансиях. Поэтому опыт позволяет нам уже на этапе регистрации вычислить нечистых. Проверяем компанию — жулики, как правило, отсеиваются, а жульничество становится непродуктивным.
— И у вас есть черный список?
— Нет, конечно. Если нам направляют жалобы, то мы можем только объяснить, как поступить по закону. Если работник что-то украл — заявление в полицию, если работодатель не выплачивает зарплату — есть трудовая инспекция.
— В чем сегодня главная проблема рынка труда?
— По разным причинам теряются рабочие места, которые могли бы занять и горожане. Около 25 процентов россиян ощущают острую конкуренцию со стороны гастарбайтеров. И если раньше пенсионер без высшего образования мог устроиться, например, гардеробщиком или строителем, то теперь и эти места не всегда свободны.
— Рынок рабочей силы — это рынок демпинга зарплат?
— Задача бизнеса — снижать издержки, и корить его за это бессмысленно. Глупо требовать от бизнеса не нанимать более дешевую рабочую силу. У Федеральной миграционной службы есть механизмы, позволяющие не пускать нелегалов. Есть механизмы, которые позволяют гармонизировать рынок труда. Иначе экономика деградирует, и вместо покупки одного экскаватора мы нанимаем, условно говоря, 100 человек с лопатой. И так формируем экономику дешевого рабского труда.
— Недавно вы запустили новый проект «SuperJob для студентов», по обещав работодателям идеальных сотрудников, а соискателям еще и идеальные рабочие места. Довольно смелое заявление...
— Несколько лет назад в Гарвардской бизнес-школе опросили студентов-первокурсников: где вы будете работать по окончании учебы и на какие деньги рассчитываете? Часть ответила: намерен работать там-то и получать столько-то. Другие были менее конкретны: без работы не останусь. Через пять лет выяснилось: первые не обязательно работают где собирались, но хорошо зарабатывают. А люди же без ясного целеположения уже несколько раз меняли место.
У нас большинство молодых людей даже после института не знают своих потенциальных работодателей. Идет человек, скажем, учиться на инженера путей сообщения. Спрашиваем — кто твой будущий работодатель? РЖД! Второй, долго раздумывая, называет — метрополитен. У третьего нет ответа. Задача нашего сервиса — чтобы пришедший к нам первокурсник начал сразу же и на протяжении всей учебы получать от нас информацию о своих потенциальных работодателях. Например, по специальности «авиаракетостроение» — об авиакомпании такой-то. Он будет интересоваться, у него в голове что-то начнет откладываться. И когда компания объявит стажировку или день открытых дверей, он получит от нас об этом сообщение — и сможет сходить и все увидеть своими глазами.
— Работодатели готовы делать шаги навстречу соискателям?
— Да! Уже тысяча компаний отклассифицировались, указав, какие специалисты в будущем потребуются, и это известные российские бренды.
Помочь с поиском работы можно только тем, кто эту помощь ищет...
Это слово поневоле заставляет задуматься или испугаться любого нормального человека. Близкий друг экономического кризиса, безработица, больно бьет по людям в любой стране. Чтобы узнать заграничные рецепты по лечению этой болезни, корреспондент «ВМ» Захар Артемьев дозвонился до советника городского правительства Лондона по проблеме занятости Виктории Рейн.
— Как решаются проблемы занятости населения в английской столице?
— Можете нас поздравить. Мы достигли четырехлетнего минимума — только за последние три месяца безработица снизилась на 8,5 процента.
— И какой сейчас уровень?
— У нас проходит деление по районам города. Например, в благополучном пригороде Ричмонде количество поданных заявок на получение пособия по безработице составляет 1,7 процента, а в Дэгенхэме — уже 6,2 процента от числа работающего населения. Сложность в том, что реальные цифры всегда отличаются от официальных в сторону повышения. Всегда есть определенный процент тех, кто не обращается в службу занятости. У нас для таких людей даже есть своя терминология. Это гордецы, которые не хотят унижаться, лентяи — не желающие собирать бумаги для пособия, и дикари, которые не знают о возможности получать пособие или просто привыкли полагаться на себя. Так что уровень безработицы всегда выше официального.
— Вы стараетесь как-то выявить скрытую безработицу?
— Безусловно, мы принимаем определенные меры, но основные силы направляем на помощь тем, кто стремится ее получать. Зачем помогать тем, кто не просит помощи? Мы не можем позволить себе разбрасываться ресурсами. У нас есть определенный минимум — 72 фунта в неделю (3,5 тысячи рублей в неделю, или около 15 тысяч в месяц), который все получают. Дополнительная часть начисляется из расчета зарплаты человека на предыдущем месте работы. Если у безработного есть дети или нетрудоспособные иждивенцы, то государство еще доплачивает.
Самый эффективный способ найти работу — звонок другу
Анализируя состояние московского рынка труда, «ВМ» совместно с Исследовательским центром портала Superjob оценила наиболее результативные способы поиска работы в столице, а также узнала, имеет ли значение для москвичей, откуда родом их коллеги. По результатам опроса посетителей vm.ru (459 респондентов) самый эффективный способ найти работу — обратиться за помощью к друзьям и знакомым. Вопреки стереотипам, 2/3 москвичей не важно, где родился и вырос его коллега. Только 23 процента из 1600 опрошенных порталом Superjob ответили, что предпочитают работать с москвичами. А в избыточном количестве на рынке трудовых мигрантов и гастарбайтеров москвичи склонны винить низкий уровень оплаты малоквалифицированного труда и недостаточно жесткое регулирование трудовой сферы.
Комментарии, полученные в ходе опроса
- Предпочитаю работать только с россиянами.
- Многие едут «отбирать у зажравшихся москвичей то, что по праву принадлежит им» и идут по головам других. Таким здесь не место, и все, что они получают от окружающих (и не только от москвичей), это ответная ненависть и подножки. А нормальным людям везде рады и с ними готовы делиться и поддерживать. Хотя, конечно, москвич москвичу — рознь: купил квартиры в столице, и уже туда же: «Понаехало вас тут».
- Давно не встречал на работе «коллег» из города.
- Не важно, с кем работать, лучше работать вообще, чем ходить отмечаться на биржу труда и получать за это среднее пособие в 2777 рублей, а ктото и вовсе по минимуму получает — 850 целковых.
- Когда в трудовой книжке сделано только три записи — уборщица, секретарь и генеральный директор, то, как говорится, о вкусах не спорят, их оплачивают.
- Если человек хороший, то мне абсолютно не важно, откуда он родом. А если человек дрянь, то мне это тем более неважно. И если у коллеги разруха в голове, то откуда он родом, уже не имеет значения.
- К сожалению, столкнулась с ситуацией, когда многие приезжие люди относятся к москвичам с неприязнью. Мол, им все легко в жизни досталось, а они всего сами добивались, прорываясь в Москву.
- С москвичами работать проще — пафосу намного меньше, а результат выше.
- Предпочитаю работать с русскими и другими европейцами, а не со среднеазиатами.
- Убеждаюсь в который раз: найти хорошую работу можно только по рекомендации.
- А ведь люди едут в Москву не за культурой — многим просто есть нечего. Приезжают и ненавидят всех и все. А будь работа дома — зарабатывали бы на родине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Консультационные услуги прямо на улице
15 апреля корреспондент «Вечерки» побывал в мобильном консультационном пункте по охране труда в Перове. Термин «мобильный» означает движение. Поэтому, придя на консультацию, я не уселся в мягкое кресло приемной. А просто остановился около маршрутки кислотно-желтого цвета и стал ждать. Ждал недолго. (читайте далее…)