Кирилл Пирогов и Галина Тюнина. / Фото: Анастасия Иванова

Галина Тюнина: Если бы герои от нас не уходили, мы, артисты, сошли бы с ума

Общество
Актриса театра "Мастерская Петра Фоменко" Галина Тюнина на 22-м фестивале в Выборге «Окно в Европу» представила фильм для детей «Дар», в котором играет одну из главных женских ролей.

Эта картина получила в Выборге специальный приз жюри «За пронзительный лиризм атмосферы, сопутствующей переживаниям героя на пороге взрослого мира». В интервью «Вечерней Москве» Галина рассказывает о том, какой смысл она вкладывает в понятия «дар», «судьба», «предназначение», «миссия», «рок».

- Галина, известно, что вы весьма избирательно относитесь к работе в кино. Чем вас заинтересовала роль мамы 12-летнего мальчика в фильме ученика Алексея Германа Сергея Карандашова «Дар»?

- Прежде всего, мне понравилась повесть Александра Курляндского «Моя бабушка – ведьма», написанная в 50-х годах, и легшая в основу сценария фильма. Хотя я не сразу согласилась сниматься в этой картине, но режиссер убедил меня в том, что наша встреча, возможно, не случайная. То, что получилось в результате - вопрос больше к режиссеру.

- Фильм «Дар» с элементами мистики, не так ли?

- Точнее, с элементами волшебства. Мистика – достаточно серьезное слово, чтобы применять его к детской истории.

- Алексей Учитель в настоящее время тщательно готовится к съемкам нового фильма о великой балерине Матильде Кшесинской и, возможно, предложил вам роль?

- Пока ничего определенного о своем участии в новом фильме Алексея Ефимовича сказать не могу. Посмотрим, как сложится.

- Исторические персонажи, сыгранные вами в кино, - Ольга Спесивцева, Вера Муромцева, Дарья Фикельмон, Марина Цветаева остались в вашем сердце, мыслях, памяти или же ушли?

- Если бы герои от нас не уходили, мы, артисты, сошли бы с ума. Актер принимает персонажа, его судьбу, и «отпускает». Наша профессия обучает тому, как принять образ, и как освободиться от него. Еще поэтому актеры – люди здоровой профессии.

- И Марину Цветаеву, которую замечательно сыграли в последнем фильме Михаила Козакова «Цветы зла», «отпустили»?

- Конечно! Все-таки ее личность не имеет ко мне прямого отношения.

- Галина, наверняка, вы помните, какие стихи читали, когда поступали к Петру Наумовичу Фоменко?

- Я читала стихотворение Беллы Ахмадулиной «Взойти на сцену».

- Петр Наумович сразу обнаружил ваш дар?

- Ничего сразу не происходит. Мы проходим этапы – поступления, постепенного узнавания друг друга…Вся жизнь – это этапы.

- Вы всегда точно знали, что хотите в профессии и в жизни?

- Наш путь ведет туда, куда мы хотим. А насколько это происходит постепенно или внезапно, - зависит от обстоятельств. Что касается меня, то со мной произошло естественно, постепенно. Но любое изменение в жизни для меня было неожиданным событием.

- Чему главному научил вас Петр Наумович?

- Определить главное не могу. Это равносильно тому, если спросить постоянного зрителя Мастерской Петра Фоменко, что для него главное в спектакле, в самом театре. Могу сказать одно, и это абсолютная правда: моя жизнь и сегодня, и вчера, и завтра связана с Петром Наумовичем, независимо от всего.

- Руководитель театра "Мастерская Петра Фоменко" – мастер курса в ГИТИСе-РАТИ Евгений Каменькович не обращался к вам с предложением заниматься педагогической деятельностью с его студентами?

- Даже не знаю, есть ли у меня способность к педагогической деятельности. Педагогика – дело ответственное, и далеко не каждому артисту - по силам. В любом случае, жизнь к этому подведет сама – естественным или неестественным способом.

- Существует мнение, что Петр Наумович добивался того, чтобы его ученики были образованными людьми во многих областях, чтобы они хорошо разбирались в литературе, искусстве, умели играть на музыкальных инструментах. Так ли все было во время вашей учебы?

- Интерес к разным сторонам жизни человека, к различным областям искусства, литературы всегда приветствовался Петром Наумовичем. Пожалуй, музыке мой учитель отдавал предпочтение, считая, что отсутствие музыки у человека равносильно обрубленному телу.

- Мы знаем учеников Петра Наумовича, перешедших в другие театры, среди которых Ирина Пегова. Галина, существует ли для вас возможность ухода в другой театр, или этого вы не допускаете в принципе?

- Это не обсуждается и не допускается. Почему я должна уходить из Мастерской? Независимо от того, как у меня там складывается жизнь, есть роли или нет, но Мастерская для меня то место, где я служу. А место служения быстро не меняют. Это как судьба – нравится она человеку или не нравится, но надо иметь мужество принимать ее.

- Все же: довольны ли вы своим нынешним положением в Мастерской?

- Всегда довольна своим положением в театре, независимо от того – занята сегодня больше или меньше. Если актер довольствуется театром только, исходя из своей занятости, значит, он – не человек театра. В театре бывают периоды, когда ты более свободен или менее, но принимать надо все.

- Ученики Петра Фоменко выгодно отличались от других артистов чувством братства, «локтя». Остался ли этот дух родства, взаимности, дружелюбия после ухода Петра Наумовича?

- Закон существования любого театра – вместе и надолго. Другое дело, что происходит это не без сложностей, трудностей, преодолений. Во всем нужно терпение. Если хочешь долго в жить в театре, нужно уметь терпеть.

- Великий Владимир Зельдин сказал в интервью «Вечерней Москве» после получения награды «За вклад в кинематограф» на премии «Ника», что «главное для артиста – терпение».

- Я согласна с Владимиром Михайловичем. Главное для артиста – терпение и умение ждать.

- За неделю пребывания в Выборге обратила внимание на то, что вы постоянно наблюдаете за людьми, особенно за детьми, и если кто-то вам интересен сами вступаете в контакт. А ведь нередко актеры совсем не обращают внимания на окружающих.

- В актерской профессии очень важная глава: «Восприятие», которое развивается за счет того, что окружает нас вокруг, а не то, что содержится внутри. Поэтому с радостью и необходимостью наблюдаю за людьми.

- Как вы относитесь к тому, что многие называют вас «интеллектуальной актрисой»?

- Это направление для себя не выбирала. Но книги, литература, авторы всегда со мной, и я много читаю.

- А любимые писатели есть?

- Скорее, авторы, которые я постоянно перечитываю. В основном, это – классики русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов.

- На ваш взгляд, достаточно ли в театре вы сыграли героинь русской классики?

- Когда я играю Толстого или Чехова, то не называю это классикой. Они для меня - современные люди, которые прожили жизнь, зацепив прошлое, настоящее и будущее. Ведь когда читаешь классику, забываешь о том, что это классика, и поражаешься тому, насколько все современное, написанное о нас.

- Любуетесь ли вы закатами солнца? Говорят, что самые красивые закаты – в Выборге…

- Закаты везде красивые. Пожалуй, соглашусь, что закаты в Выборге – особенные.

- Уютно ли ощущаете себя в Москве? Где любите проводить свободное время?

- Москва для меня, прежде всего, связана с работой и с людьми, с которыми я вместе служу в театре. Москва – город трудный, требующий от многих жителей полной сосредоточенности на работе.

- Галина, вы очень красиво, стильно, особенно одеваетесь. Насколько важна для вас одежда?

- Одежде придаю большое значение. Отношусь к ней даже в повседневной жизни как к костюму для сцены – предельно серьезно и ответственно. На мой взгляд, в одежде самое главное – это силуэт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Стеблов: «Невозможно поверить, что в Одессе, где снимали "До свидания, мальчики!", сегодня проявит себя фашизм»

На 50-летний юбилей фильма «До свидания, мальчики!» в Выборг приехал из Израиля 87-летний режиссер Михаил Калик, а также исполнители главных ролей – народный артист России Николай Досталь и народный артист России Евгений Стеблов. У Николая Досталя, ставшего известным режиссером, роль Саши Кригера – первая, у Евгения Стеблова – сразу после «Я шагаю по Москве» - вторая (читать далее)

 

amp-next-page separator