Солнечный мир Радомана

Общество
Портрет жены художника украсил столичную подземку.

На «Киевскую»-радиальную можно приходить как в галерею.

Станцию украшают 24 фрески, две из которых написал художник-реалист Игорь Радоман. Для его родственников «Киевская» — родная. Его дочь, Ирина Радоман, тоже стала художницей. С ней мы и вспоминали ее отца, одного из самых солнечных художников СССР.

- Ирина, это правда, что главной музой вашего отца была жена, ваша мама?

- Да, они познакомились в Одессе в 1950 году. Папа был там в творческой командировке, готовил эскизы картины «Песнь мира», созданной в соавторстве с художниками Поляковым и Шацем. Знакомый моряк Женя Кратинов показал ему фотографию Розиты, назвав ее «самой красивой девушкой в Одессе». А потом, после завершения картины, папа и увез маму в Москву...

Мама была яркой, артистичной, с южной энергетикой и нескончаемым оптимизмом. Она даже участвовала в съемках фильмов. Ее образ в разнообразных версиях живет в работах отца. Мама запечатлена и на фреске станции метро «Киевская».

Там много замечательных фресок, и на одной из них — она. Только одета в форму диспетчера метро — провожает машиниста. А в сюжете «Песнь мира», где люди на митинге-концерте афроамериканского певца, большого друга Советского Союза Поля Робсона, выступают за мир, она — та самая красавица с цветами, что изображена на переднем плане картины.

- А что еще он создавал «лично для Москвы»?

- В 1944-м отец делал роспись в Московском планетарии «Наблюдение солнечного затмения в Казахстане». А в 1954 году он (в соавторстве) создал панно для Исторического музея. Расписывал он и Государственный институт театрального искусства имени Луначарского — ГИТИС.

- Ваш отец писал удивительные портреты...

- Да, это и портрет Серафимовича, и портреты Георгия Жукова и Константина Рокоссовского. Многие свидетельства и сами «модели» отца подтверждают, что он мог «схватить» характер человека за 15 минут, чаще всего писал сразу без набросков, «в холст». Отец говорил: «Да, мне приходилось писать портреты вождей. Что я чувствовал при этом? Только ответственность портретиста перед живописной задачей...»

- Какие места столицы были особенно близки художнику?

- Отец жил в Москве во многих местах — на Арбате, на улице Образцова, на Патриарших прудах — в Ермолаевском переулке. И конечно, в жилом доме художников на Беговой, работал там же в мастерской и в мастерской на улице Вавилова. У него есть прекрасные картины — вид из окна на Беговую, на храм в Тропареве. А в сюжетных работах, где изображены важные для СССР события, есть виды и на Кремль, на Красную и Театральную площади, на здание МГУ на Воробьевых горах.

amp-next-page separator