Берестяные грамоты — лотерейный билет археолога
Едва очищенные от земли (как говорят археологи, «буквально из-под лопаты»), эти вещи предстанут перед москвичами в своем первозданном виде. Совсем скоро все они займут свое место в уникальной археологической коллекции Музея Москвы. Корреспондент «ВМ» выяснила, какие еще ценные экспонаты хранятся в фондах музея на Зубовском бульваре.
Археологическая коллекция Музея Москвы начала формироваться сразу после окончания Великой Отечественной войны. Сейчас в ее основном фонде насчитывается около 80 тысяч экспонатов. По большей части это бытовые повседневные предметы, которыми москвичи пользовались в эпоху Средневековья.
Здесь есть находки эпохи каменного, бронзового и железного веков. Их ценность прежде всего в том, что они вообще сохранились и «выжили».
Среди уникальных вещиц — каменный топор эпохи неолита. На первый взгляд — рядовая находка, но вся ее прелесть в том, что у топора сохранилась не только ее каменная часть, но и деревянная муфта, а также рукоять. Все эти детали были изготовлены из чаги — нароста на березе. Дерево такой древности никогда не сохраняется, но археологам на этот раз крупно повезло.
— Видимо, топор этот попал в свое время в заболоченные почвы, на которых образовалась торфяная прослойка, не пускающая кислород, — предполагает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая. — В наших археологических коллекциях есть массовые материалы, а также фантастические вещи, которых нет в других собраниях.
Совсем недавно в Музее Москвы завершила работу выставка «Древняя и средневековая Москва». В ее экспозиции были представлены уникальные находки. Например, изумительный клад украшений с Троицкого городища.
Бронзовые подвески от женского костюма, булавки и головное украшение принадлежали зажиточной барышне.
Но установить их точного владельца невозможно, тогда как хозяин находок средневекового периода уже определен.
— У нас хранится расшитый золотом волосник — женская шелковая шапочка. На нем изображены вселенское древо и идущие к нему два единорога. Этот головной убор принадлежал Марии Мутьянской — жене воеводы, — поясняет Екатерина Святицкая. — Археологи нашли ее в именном саркофаге.
А кожаную сумку-калиту археологи обнаружили рядом с Кутафьей башней и Троицким мостом. Внутри нее хранились маленький ножстилет и игральная кость.
— Москвичи любили играть в азартные игры на деньги, — поясняет Екатерина. — Возможно, владелец этой сумки выиграл крупную сумму и боялся, что его ограбят, для этого он и носил средство защиты.
Самая редкая и ценная находка для московских археологов — берестяная грамота. Но в столичной земле они долго не живут.
— Эти исторические документы содержат не только деловую и хозяйственную переписку, но и личную, иногда даже интимную информацию.
Найти грамоту, хранящую жизненные истории их владельцев, или раскрывающую, как выиграть миллион в лотерею, — большая удача археолога, — уверена Святицкая.