Почему Обаме не положили красную дорожку
«Это наша страна», — заявил один из китайских официальных лиц, оттесняя от делегации США помощницу по нацбезопасности Обамы Сьюзен Райс, в ответ на возмущение американцев. Это, конечно, было явно вызывающим нарушением дипломатического протокола.
А поскольку китайцы, чуткие ко всяким церемониям, ничего просто так не делают, то, видимо, тем самым они хотели показать Обаме, что у них «накопились к нему вопросы». Позже китайцы схлестнулись с американцами в споре из-за того, сколько американцев могут присутствовать в помещении, где проходила встреча Обамы с лидером КНР Си Цзиньпином. Этот небольшой дипломатический скандал отражает нынешние «нервные» отношения между США и Китаем.
Но таких случаев в истории почти каждой страны немало, а мировая дипломатия знает казусы и похлеще — как нечаянные, так и просчитанные.Во время визита в Канберру Джордж Буш-старший, славный своими неуклюжими шутками, захотел поприветствовать публику из окна бронированного лимузина и показал им на пальцах знак «V» с ладонью, повернутой к себе.
В Америке и многих других странах привыкли к этому жесту (правда, чаще его показывают ладонью наружу, как этот жест «ввел» Черчилль). Но вот в Австралии жест Буша был воспринят иначе: согласно местным традициям он означает примерно то, что показанный средний палец в той же Америке.
А вот Джордж Буш-младший сильно напугал Ангелу Меркель в 2006 году на саммите «большой восьмерки», когда в порыве проявления дружеских чувств захотел то ли схватить ее за шею, то ли потрепать, как лошадь перед скачками в родном Техасе «по загривку». Она в ужасе резко отстранила тянущуюся к ней руку американского президента.
Как известно, у Барака Обамы не сложились личные отношения с израильским премьером Биньямином Нетаньяху. Во время тоже одного из саммитов G20 в этом убедился весь мир. Обама обменивался шутками с французским президентом Николя Саркози. Тот сказал ему: «Я не переношу Нетаньяху, он лжец». Обама понимающе отвечает: «Я понимаю, как он тебя достал, а мне с ним приходится общаться чуть ли не каждый день». А микрофоны-то в этот момент отключить забыли! И все все слышали.
С российскими лидерами тоже случались казусы. Легкое недоразумение случилось — как раз на красной дорожке — с главой МИД России Сергеем Лавровым во время визита в Монголию в апреле нынешнего года.
Сергей Викторович, отлично знающий этикет и протокол, но, видимо, введенный в заблуждение помощниками относительно статуса визита, спустился с трапа самолета на красную дорожку, вдоль которой построился почетный караул, в пиджаке и… синих джинсах. Впрочем, он исправил ошибку и на прием к президенту Цахиагийну Элбэгдоржу явился при должном параде и раскурил с ним даже церемониальный табак в знак уважения к культурным «скрепам», к которым монголы очень чувствительны.
Однако это ничто по сравнению с обидой монголов на китайского лидера Си Цзиньпина, который во время визита в эту страну процитировал поэму Дашдоржийна Нацагдоржа, «монгольского Пушкина»: «Это моя родная земля, любимая страна Монголия…». Местная пресса страшно обиделась: Монголия — это вам не Китай, тем более учитывая исторически «пренебрежительное отношение» Поднебесной к государственности соседа. Так что дипломатический протокол штука тонкая — обидеть можно каждого. И каждый может найти повод обидеться.