Картинки на жести
Довольно дешевый способ производства моментальных снимков был запатентован в 1850-х годах. Процесс был неожиданно прост: светочувствительную эмульсию наносили на покрытые черным лаком кусочки жести.
Несколько ранее появилась амбротипия — это когда квадратик стекла покрывался светочувствительной эмульсией, затем стекло опускалось в темную ванну в специальный раствор, где становилось чувствительным к свету, затем стекло уже в темноте вставляли в кассету, кассету — в камеру и делали съемку. В темноте кассету раскрывали, проявляли, фиксировали и получали негативное изображение. Но, если подложить под него черный фон, то изображение становилось из негативного позитивным. Проблема была лишь в том, что пластинку надо готовить непосредственно перед съемкой, и если она высыхала, то теряла свои светочувствительные свойства.
Когда появилась возможность делать фотопластины в фабричных условиях, вместо стекла стали использовать покрытую черным лаком жесть. После проявления и фиксирования на такой пластинке сразу получалось позитивное черно-белое изображение. Эти жестяные пластинки моментально высыхали и были долговечными — в отличие от стекла.
Процесс нарекли ферротипией — от слова ferrum — железо. И с его появлением количество уличных фотографов резко возросло. Были построены простейшие фотокамеры со встроенными проявочным ваннами. Но, увы, из-за низкой квалификации фотографов снимки часто были невысокого качества. Настолько, что в русском руководстве по ферротипии для фотографов и любителей, изданном в 1893 году, есть такая фраза: «Ферротипия пользуется дурной славой, которую она несколько и заслужила». И действительно, ферротипия часто использовалась в переносных фотографических павильонах во время народных гуляний. Снимающегося ставили перед камерой и снимали с клиента за очень малую плату фотографию, которая с оригиналом часто имела лишь отдаленное сходство. Это, в конце концов, привело к тому, что ферротипия перестала пользоваться популярностью, несмотря даже на то, что была на то время «самой быстрой фотографией».
Светочувствительность ферротипных пластинок была невысокой, и людям приходилось сидеть перед камерой по 5–10 секунд, затаив дыхание. И если фигуры получались болееменее четкими, то лица — слегка с м а з анными, и такой результат не очень устраивал клиента. Ушлые ферротиписты старались не снимать клиента крупно — авось и так сойдет.
Ферротипия использовалась только уличными фотографами, и их снимки стоили раз в десять дешевле тех, что делали на фотостудиях, которые работали со стеклянными негативами и могли не только тиражировать изображения, но и делать крупные портреты очень высокого качества.
К немалому удивлению, даже халтурно проявленные и кое-как отфиксированные «снимки на жести» сохранились неплохо — в отличие от цифровых или цветных фото, снятых лет 20 назад. Чтобы карточки выглядели получше, их иногда раскрашивали сухими красками — наводили румяна, делали небо голубым и т. д.
Ферротипия была популярна в США и, как ни странно, в России, а в Москве и вовсе стала народным развлечением: на рынках и ярмарках часто можно было видеть ферротипистов с небольшой камерой на треноге.
Часто эти камеры были оснащены 6, 12 или даже 24 объективами — чтобы сразу делать несколько маленьких портретов — например, на пропуск на работу. Каждый снимок в ферротипной камере был зеркальным и уникальным. Получившиеся изображения после проявления и фиксирования просто резались ножницами.
Последний официально работающий уличный фотограф-ферротипист закончил свою съемку в Лондоне в 1976 году — он просто ушел на пенсию (а место у него было прямо под БигБеном!). В Москве же, после сворачивания программы НЭПа и ликвидации частных фотостудий и бизнеса как такового, исчезли и ферротиписты. А сами карточки-ферротипы — остались. И если с ними не произошло ничего за 140 лет с момента изобретения процесса, то они проживут как минимум еще столько и будут так же удивлять.
КСТАТИ
Ферротипия (другое название — тинтайп) принесла странную моду на совместные посмертные фотографии. Родственники умершего усаживали его перед камерой и сами располагались рядом. Для фиксации тела были даже изобретенные специальные удерживающие приспособления. В итоге умерший выглядел на карточке «почти как живой» и только отсутствующий взгляд и не совсем естественные позы, говорили, что здесь что-то не так, хотя остальные как могли старались «оживить» эту жуткую картину на жести.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!